Лошадиный язык. Литературный вечер. план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Обеспокоенный, но внимательный: уши и голова

Лошадиный язык. Литературный вечер. план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Обеспокоенный, но внимательный: уши и голова

Я не эксперт в этом вопросе, но думаю, что язык тела – самая важная вещь, которую мы можем изучить для общения с лошадью. Они – очень честные и прямые коммуникаторы и мы должны приложить усилия, чтобы понять их. Отказ от этого часто вызывает проблемы между лошадью и человеком: к тому времени, когда животное отбивает или кусает, оно обычно даёт несколько более лёгких знаков о своих чувствах, которые проходят совершенно незамеченными со стороны человека. Очень часто произошедший инцидент начинают описывать со слов: “Я не знаю, ЧТО произошло…”

Наблюдение за лошадьми и другими людьми может помочь вам получить еще более ясное понимание. Я уверена, изучение языка тела лошадей – одна из тех вещей, на которую можно потратить оставшуюся жизнь и всё ещё не изучить до конца, так как это сложная тема, имеющая множество нюансов. Несмотря на это, я очень старалась сделать материал дружественным и лёгким для понимания.

Представьтесь

Вы когда-нибудь подходили к незнакомцу на улице, восторженно обнимали его и целовали в щёку? Конечно нет! Это смешно, но примерно так мы делаем, когда идём прямо к лошади, вторгаемся в её личное пространство и начинаем гладить.

Лошади довольно терпимы к “отсутствию манер” с нашей стороны, но это не повод так делать. Почти все лошади (за редкими исключениями) любят внимание людей, но даже они предпочли бы, чтобы их сначала спросили. Это достаточно легко сделать: просто подойдите к лошади и дайте ей возможность изучить вас (протяните руку, ладонью вниз или сжатую в кулак, это имитирует движение лошадей при знакомстве). Вот и все!

Личное пространство

Вы замечали, что у всех людей, есть различные границы личного пространства? Некоторые люди рады стоять на расстоянии в несколько футов при разговоре, в то время как другие чувствуют потребность стоять близко. Лошади в этом похожи на нас. У нашей Рины ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ личное пространство, в то время как Тая, не волнуется, когда люди или ее приятели по пастбищу подходят близко. Размер личного пространства нельзя рассматривать с позиции правильно – неправильно или думать, что это проблема обучения; это – больше вопрос индивидуальности, который нужно обязательно знать.

Основы языка тела

Лошади воспринимают большую часть информации при помощи зрения (мы – слуха), передавая множество мыслей и чувств посредством языка тела. Так же, как мы используем разные параметры голоса при общении (громкость, интонацию и т.д.), так и лошади используют различные уровни языка тела. В коммуникации могут участвовать одни или две части тела, например, голова и уши; для более решительных сигналов – несколько областей сразу, например, уши, нос и голова; и эквивалент лошадиного крика – например, зажатые назад уши, сморщенный нос, быстрое движение хвоста и движение головы назад и в сторону, чтобы указать на чрезвычайный гнев (последняя группа знаков часто предшествует укусу или удару ноги – см. фото ниже).

Лошадиный возглас (крик)

Вы не слушали то, что я сказал,

и Вы не слушали то, что я сказал,

Тааааак…..

ТЕПЕРЬ ВЫ МЕНЯ СЛЫШИТЕ?!

Уши

Направление ушей лошади, соединённое с другим языком тела, может показать, что она думает или чувствует, куда направлено её внимание.

Направлены вперёд «домиком» – тревога или бодрствующее состояние. Может указывать на интерес к объекту или звуку; любопытство и/или приближающаяся радость (смотрят, когда вы приближаетесь).

Немного обвислые – дремота, расслабленность и/или счастье.

Отведены назад – слушает, сосредоточена на чём-то позади себя (голова при этом в обычном положении) или сконцентрирована (голова немного наклонена вниз). Это то же самое, если бы наморщили лоб при сильной концентрации.

Зажаты назад – раздражение или гнев. Если лошадь слегка раздражена, то она может зажать уши назад буквально на секунду (это обычно сопровождается движением назад и немного в сторону) прежде, чем снова направить их вперёд. Если лошадь очень сердита, то ушу будут почти вжаты в гриву.

Разная направленность (оба уха направлены в разные стороны) – неуверенность, замешательство или слушает в двух направлениях сразу.

Резкое движение ухом – подтверждение (например, когда одно ухо резко поворачивается к вам и сразу возвращается к предыдущему положению; я сравниваю это с нашим “угу”).

Смещение ушей за предметом

Обратите внимание на изменение направления ушей Беллы, когда я помещаю дождевик на ее спину. Она все еще сосредоточена мне и в то же время уделяет внимание дождевику о чём говорит лёгкий наклон головы кобылы на правом фото.

Расслабленный (L) – Счастливый (R)

Леди дремлет (L), а Тень стала почти косоглазой от экстаза (R).

Спокойный (L) – Рассерженный (R)

Лошадь слева дремлет и/или слушает что-то позади себя. А вот пони справа явно чем-то рассержен (обратите внимание на зажатые ноздри и положение ушей). Возможно, что любая попытка контакта с этим малышом привела бы к укусу.

Стоячие (L) – Развернутые (R)

Это – Чемпион. Он очень любопытен и хочет познакомиться с «новым существом». На первом фото он уверенно знакомится с кроликом: его уши направлены вперёд, нос и ноздри не зажаты, шея выгнута. Но Чемпион был не так уверен при знакомстве с поросёнком на фото справа: обратите внимание на положение его ушей, указывающее на неуверенность, прямую шею и немного задранную вверх голову. Его неуверенность вполне оправдана – поросенок громко визжал прямо у морды коня и в результате Чемпион поспешно отступил в безопасное укрытие позади Леди.

Представление сверху – Резкое движение уха (L) и Гнев (R)

Фотография на левом фото показывает резкое движение уха (ответ на движение или звук). Положение ушей на фото справа указывает на гнев или чрезвычайное раздражение.

Глаза

У лошади красивые глаза, когда она спокойна, кажется, что в них отражается умиротворение всего мира.

Линия беспокойства – серия морщин, появляющаяся выше глаза, когда лошадь волнуется (очевидно), чувствуют неудобство, боль или обеспокоена. Часто это самый первый знак, который лошадь покажет из всего языка тела.

Видны белки глаза – страх, тревога (сопровождается расширяющимися ноздрями, уши указывают на источник тревоги или крутятся в разные стороны, голова поднята вверх), гнев (сопровождается зажатыми ноздрями, прижатыми ушами, опущенной и/или наклонённой головой, поджатым подбородком).

ПРИМЕЧАНИЕ: Лошади используют верхнюю часть глаза, чтобы видеть вдали и нижнюю часть, чтобы видеть объекты рядом.

Напуганный (L) – Обеспокоенный (R)

Обе лошади на фото демонстрируют складки над глазом, говорящем о беспокойстве. Но у лошади слева положение головы так же указывает на страх, в то время, как у лошади справа подбородок подтянут к груди, указывая на дистресс (страдание).

Аппалуза (L) и Испуг (R)

Важно отметить, что обе лошади на этих фотографиях демонстрируют белки глаз, но только лошадь справа боится. Хотя склера (белая часть) глаза аппалузы слева видна, лошадь при этом не испытывает страха. Это – особенность породы. Правда она действительно кажется несколько обеспокоенной фотографом (обратите внимание на положение ушей, говорящем о беспокойстве и морщинки над глазом).

Нос

Нос – вторичный знак, почти всегда соединяемый с другим языком тела. Чем более нос зажат, тем более интенсивно чувство и более явные морщины появляются позади ноздрей.

Расширенные ноздри – тревога, испуг, после работы или при присутствии сильного/необычного запаха.

Зажатый (сморщенный) – гнев, боль или очень серьезное занятие.

Вытягивание – я назвала это “Конский Экстаз” и считаю его визуальной версией нашего восхищенного «Ахххх!», такая форма носа показывает высшую степень восхищения.

Зажатый нос – Обычный нос

Зажатый нос (грязный слева) иногда бывает обнаружить труднее, чем другие знаки лошадиного языка (обратите внимание на крошечную морщинку, которая появляется за ноздрями).

Вытянутая губа – Заострённая губа

Я заметила, что выражение восхищения связано у лошади с уникальными выражениями на их морде. Если вы внимательно посмотрите на фотографию Рины слева, то заметите выпячивание верхней губы. Это указывает на удовольствие.

А теперь обратите внимание на фотографию Таи справа. Её нос и даже подбородок слегка удлинись, показывая состояние абсолютного счастья.

Чемпион в конском экстазе

Он чувствует себя очень хорошо!

Раздражение

Мало того, что ноздри этой лошади зажаты, она, кажется, скрипит зубами. Очевидно, что кто-то сегодня сильно действовал ей на нервы (обратите внимание на морщинку позади ноздрей и дополнительные морщины вокруг рта).

Голова и Шея

Голова и шея имеют тенденцию работать синхронно, потому они соединены в одном разделе

Шея в форме арки – колебание, любопытство, лёгкая тревога (новый объект / новая лошадь), ожидание, волнение или флирт (жеребца к кобыле).

Высоко поднята (вне нормального положения) – Страх/тревога или чрезвычайное возбуждение; высоко поднятая голова так же, как зажатый хвост, может указывать на близость удара задом, если у лошади нет возможности отбежать на безопасное расстояние.

Голова наклонена (уши заложены назад) – очень сердитая лошадь, обычно это равносильно заявлению – «оставляет меня одного».

Наклоненная голова – лошадь размышляет (уши развёрнуты); просьба (голова немного наклонена, уши развернуты).

Голова вниз/Подбородок подтянут – Гнев/агрессия (обращайте внимание на глаза и положение ушей), просит разрешения войти в пространство другой лошади или человека (взволнованный взгляд, уши развернуты). Последнее поведение часто принимается за агрессию.

Арка

Белла (L) в ожидании удовольствия от поцелуя (обратите внимание на положение уха в сторону фотографа); лошадь справа немного встревожена, но ей любопытно то, что находится в ведре.

Удивленный (L) – Напуганный (R) – глаза, ноздри, уши, голова.

У этих лошадей расширены ноздри и видны белки глаз, указывая на тревогу. Но обратите внимание на уши и положение головы. Лошади слева все еще любопытен предмет, который она увидела, тогда как уши лошади справа и положение её головы указывают на более интенсивную степень тревоги. Лошадь справа, скорее всего, убежит или отобьёт задом, если источник её испуга не будет удален.

Запаниковать или не запаниковать? Часто вы именно тот, кто даст лошади ответ на этот вопрос.

Эта лошадь была напугана чем-то поблизости и, скорее всего, перейдёт в состояние полной паники, так как привязана. К сожалению, Peter Pinhead (L) решил броситься вперёд и схватиться за корду, чем только сильнее напугал лошадь. После этого лошадь бросилась назад почти в сидячее положение и отчаянно боролась с привязью.

Просьба

Я думаю, довольно очевидно, что эта лошадь просит лакомство у человека. Уши лошади развернуты, нос спокоен, а голова слегка наклонена. Не это ли самое сладкое выражение?

Голова на бок и зажатая челюсть

Лошадь слева чётко даёт понять, что это сено ЕЁ. Лошадь справа явно сердита на фотографа и всех на свете (обратите внимание на прижатые уши, зажатые ноздри и выраженные белки глаз). Эта лошадь скорее всего будет агрессивна к любому подошедшему к ней.

Опущенная голова и битьё ногой может быть предшественником большой проблемы

Битьё передней ногой обычно указывает на возрастающую нервозность, раздражение или нетерпение. Эта лошадь хотела, чтобы кто-то забрал её оттуда прямо в эту минуту. Поскольку никто не пришёл на помощь – конь лёг на пол и стал кататься (ещё одна вариация конского «крика») в отчаянной попытке заставить кого-то слушать его.

Хвост

Кроме помощи в борьбе с мухами, хвост лошади является неотъемлемой частью её языка тела и обычно используется, чтобы показать какое-то очень сильное чувство.

Лошадь может бить (стегать) хвостом, если очень сердита или чрезвычайно счастлива.

Поднятый – чрезвычайный страх (при беге) или чрезвычайное восхищение (во время игры). *

Зажатый – испуг (обычно предшествует удару) или когда лошадь замёрзла/промокла.

* У некоторых пород от рождения более высокий постав хвоста

Обычный (L) – Зажатый (R)

У лошади обычно есть небольшое пространство под хвостом (L). У лошади справа хвост поджат из-за холода (такого положения следует опасаться – оно является так же предшественником удара ногой).

Сравнение положения хвоста

Обе эти лошади бегут с приподнятым хвостом, но у лошади справа он поднят гораздо выше. Я могу предположить, что лошадь справа – аравиец.

Как высокого может быть поднят хвост?

Эта фотография показывает лошадь с полностью поднятым хвостом (он почти лежит у неё на спине). Так делают две наши лошади: Тень (теннесийская) и Белла (аравиец).

Важно читать все сигналы в целом!

Смотря на фотографию выше, обратите внимание на зажатые уши, сжатые ноздри и подбородок. Легко понять, смотря на эти признаки, что лошадь сердита. А если ко всей картине добавить хвост в качестве восклицательного знака, то станет ясно – эта лошадь не просто сердита, она в ярости.

Социальные ситуации

Клацанье ртом

Это инстинктивное социальное поведение, являющееся врождённым у всех жеребят. Когда жеребёнок сталкивается с чем-то больше себя (или, когда другая лошадь проявляет агрессию в его сторону, как лошадь слева), жеребенок вытягивает шею и несколько раз подряд открывает и закрывает рот, клацая зубами. Он как бы говорит: «Пожалуйста, не причиняйте мне вреда, вы – босс».

Визг и удар

Когда две лошади встречаются, то они касаются носов друг друга и затем решают кто из них главный (обычно это более уверенная в себе лошадь). Она взвизгивает и ударяет передней ногой (или обеими ногами) для установления своего превосходства. На фото такой лошадью является Рина, которая недвусмысленно сообщает Корице, что здесь она – главная. Такое поведение Рины подорвало уверенность Корицы (обратите внимание на положение её ушей).

Соседство

У лошадей может быть очень твёрдое мнение о других. Несмотря на стену, разделяющую этих двоих, лошади слева явно НЕ нравится её сосед.

Во время работы

Сосредоточенный: уши и голова

Обе эти лошади сосредоточены на человеке. Их подбородки немного притянуты к груди, одно ухо отведено назад, говоря о концентрации, а второе – направлено на человека, дающего указания.

Обеспокоенный, но внимательный: уши и голова

Эти две лошади всё ещё пытаются слушать всадника, несмотря на очевидный дистресс (страдания). Конь слева явно страдает от боли или дискомфорта (обратите внимание на положение головы и глаза), конь справа находится в панике (так же обратите внимание на положение головы, расширенные ноздри и белки глаз).

Оцепенение

Эта лошадь полностью отвлечена чем-то справа от неё. Её обучение будет проходить намного лучше, если сначала устранить состояние оцепенения, в которое она впала.

Конспект занятия по развитию речи
«Муса Джалиль - друг детей»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Цели и задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к татарским писателям и поэтам. Создать праздничное настроение.
  2. Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта М. Джалиля.
  3. Закрепить умение правильно рассказывать стихотворения на русском и татарском языке.

Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля.

Дети под музыку входят в зал. (Звучит песня на слова М. Джалиля «Этэч»)

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны. (Рафис Корбан)

Добрый день, уважаемые гости!Сегодня наш праздник посвящён герою-поэту Мусе Джалилю.

Муса Мустафович Залилов, которого весь мир знает как татарского поэта Мусу Джалиля, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке, затерянной в Оренбургской степи. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательней, отзывчивей и смелее многих своих сверстников. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала отец его не пускал, но после вмешательства матери взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?” Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пусть пока ходит. Надоест - сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Жэлил». Джалиль, по собственному признанию, начал сочинять стихи с девяти лет. Первые стихотворные опыты поэта не сохранились. По воспоминаниям родных и близких, это были идиллические стихи про бабочек и гусей, про родную речку Неть и её зеленые цветущие берега. Первое его стихотворение «Бэхет» («Счастье») печатается в газете «Кызыл йолдыз». Ему тогда было 13 лет.

Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.

Сегодня мы собрались с вами чтобы почтить память Джалиля конкурсом чтецов, который называется «Муса джалиль - друг детей».

«Почему друг детей», - спросите вы. А все потому что Джалиль очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи. И некоторые из них мы сегодня услышим.

Стихотворение «Петушок» Гайнутдинова Амира из 2 мл. группы №2

На заре петух

Крикнул во весь дух:

Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы») на татарском языке Миндияров Риназ из 2 мл. гр №2

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Яз коне» («Весной») в исполнении Данила из 2 мл. гр. №3.

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник») Ильвина Ахметшина из ср. гр. №2

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая») Имамеева Аделина, ст. гр №3

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

В исполнении Сальмановой Азалии из ст. гр. №2 стихотворение «Коз житте»

Карташкова Екатерина из ср. гр. №1 прочтет стихотворение «Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

Ку-ку, ку-ку!...

Ганиева Камилла из подготовительной гр. №2 расскажет стихотворение «Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс» рассказывает Ахметзянов Реналь из старш. гр. №2

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

Свои стихи поэт посвящал своей дочери Чулпан. Степанова Алина из ст. гр. №3 расскажет одно из них.

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

Когда началась Великая Отечественная Война, Муса ушел на фронт. И в перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия боевого духа и настроения бойцов. Но в 1942 году раненный поэт попдает в плен к фашистам. И в тюрьме он продолжает писать свои стихи, на клочках бумаги, которые попадаются ему в руки.

А теперь послушайте стихотворения военных лет.

Леонтьева Лера из подг. гр. №1 выступит со стихотворением «Мои песни» .

Не обманет маленькое счастье,

Мирное, уютное житье.

В бедах мира кровное участие-

Вечное призвание мое.

И перед смертью-никому в угоду

Не нарушу клятву я свою.

Песню свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

Ганиева Карина расскажет отрывок из знаменитого стихотворения «Кызыл ромашка» («Красная ромашка») .

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

В августе 1944 года М. Джалиль героически погибает сражаясь за родину.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Мужество и талант как бы переплелись, слились в едином стремлении отдать все народу, отчизне. И не случайно муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его имя увековечено в названиях улиц, его имя носят музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета и т. д.

Объекты, названные в честь Джалиля:

  • Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
  • Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
  • Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
  • Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
  • Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
  • Улица Мусы Джалиля в Астрахани
  • Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
  • Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
  • Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
  • Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
  • Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
  • Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)
  • Улица Мусы Джалиля в Бугульме

*В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)
  • 1956 г - Герой Советского Союза
  • 1957 г - посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства за цикл стихов «Моабитская тетрадь»

Современники Джалиля посвятили ему много стихотворений и песен.

Сейчас Нуруллин Айнур расскажет нам стихотворение Рафиса Корбан «Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр») .

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.

2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941) .

3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.

Книги о нём:

  • Мустафин Р. А. По следам поэта-героя. Книга-поиск. - М. : Советский писатель, 1976.
  • Корольков Ю. Через сорок смертей. - М. : Молодая Гвардия, 1960.

Расслабленное дружественное общение

Ученые установили, что лошади между собой общаются при помощи ушей и глаз. В отличии от нас они могут двигать ушами, которые являются одними из самых выразительных частей тела.

Также они узнают друг друга визуально. Хвост, ноги, богатая мимика, движения - все это является основным языком лошади. Звуки лошади издают, когда нет достаточного ответа на действия, либо в период крайнего возбуждения.

Каждая часть тела говорит о многом

Для выражения своих эмоций и общения лошади используют абсолютно все части тела (уши, голову, ноги, хвост, туловище), а также голос и запах. Лошадь, которая живет в естественных условиях, большую часть времени проводит в кругу сородичей, неспешно передвигаясь и поедая траву. В этих условиях наиболее информативны для сородичей изменения позы, такие как:

Изменение положения головы, шеи, хвоста;
- изменение положения туловища;
- изменение положения конечностей.

Высоко поднятая голова, отведенный назад хвост, напряженные мышцы, активное движение вперед, высокие отрывистые движения ног характеризуют активность, возбуждение, внимание или стресс.

Опущенная голова, расслабленные мышцы, медленные, плавные, как бы ленивые движения характеризуют пассивность и расслабление, отсутствие сильных эмоций, напряжения и стресса. У расслабленной лошади хвост спокойно висит.

Лошади в покое

Тем не менее, опущенная голова не всегда является признаком расслабления и покоя. Голова лошади может быть внизу, но если она держит шею напряженной, мышцы расслаблены не полностью, а хвост плотно прижат. Тогда, вместе с состоянием пассивности и отрешенности, лошадь может испытывает большое напряжение, болевые ощущения, стресс или, например, дискомфорт от непогоды.

Напряженная шея не всегда означает дискомфорт. Вытягивая ее вперед, совершая ею волнообразные движения, косячные жеребцы (у которых есть свой маленький «табунчик» кобыл) собирают разбежавшихся в разные стороны самок в группу (косяк). Отведенный назад хвост означает напряжение, возбуждение, а заложенные назад уши демонстрируют угрозу по отношению к непокорным кобылам, но реальную агрессию жеребцы к ним обычно не проявляют.

Положение ног

Положения конечностей лошади также могут быть очень информативны для сородичей. Движения ног служат для коммуникации в качестве выражения кризисного поведения. Всем известно, что лошадь может ударить задней ногой, т. е. лягнуть. Но в кризисных ситуациях лошади могут сделать это не только задними, но и передними ногами.

Желая просто отпугнуть соперника, не вступая с ним в открытое противостояние, лошадь громко топает передней ногой, выражая тем самым протест и неудовольствие. Топанье - это формулировка эмоции страха, раздражения или непонимания, а также потребности отпугнуть. Энергичные движения хвостом из стороны в сторону говорят о том, что лошади что-то досаждает.

Топтание на месте может быть выражением и потребности движения при невозможности совершить его, например, когда лошадь привязана. Выражением потребности активного движения вперед (как замещающее поведение), выражением беспокойства, возбуждения является копание.

Приглашение к общению

Эта вредная привычка вырабатывается при конюшенном содержании лошадей, если они большую часть времени проводят в деннике, где им может быть просто скучно.


Двигательная активность также выразительна и информативна для сородичей: напряжение и резкие движения побуждают табун бежать, а расслабленность и неторопливые движения действуют успокаивающе. В такой ситуации важен ранг животного - положение, которое оно занимает в лошадином сообществе. Понятно, что, если резвятся и бегают жеребята, то взрослые при этом невозмутимо пасутся, не выказывая беспокойства.

Скучающие позы

Мимика

Мимика лошадей также разнообразна, как и у человека. Мы часто не замечаем этого, потому что люди ориентированы на общение друг с другом, и после долгого контакта начинают понимать друг друга с «полуслова», «с первого взгляда» и т. д. Лошади же - специалисты в социальном общении не только друг с другом, но и с другими индивидуумами. Человек тоже может научиться понимать лошадь, но для этого требуется внимание и терпение.

Лошадь, чье внимание сосредоточено вперед, разворачивает уши и глаза в интересующем направлении (перед собой). Уши и глаза для лошади - это основные сенсорные системы, которые доставляют наибольшее количество информации об окружающем мире. В
оптимальном положении эти системы находятся, когда лошадь смотрит вперед.

Приподнимание шеи и сгибание головы позволяет оценить дальние объекты. Опускание и вытягивание шеи служит для исследования ближних объектов. Чтобы исследовать объект, лежащий на земле, лошадь опускает голову и шею вниз. Часто происходит шумное втягивание воздуха, ноздри широко открыты, при этом воспринимаются все обонятельные раздражители из окружающей среды.

Основным показателем того, что внимание лошади сосредоточено вбок является поворот ушей в стороны. Смотрит лошадь тоже вбок. В расслабленном состоянии, например, когда она пасется, ее сенсорные рецепторы не фокусируются на чем-то конкретном и лошадь кажется индифферентной. На самом деле она всегда находится на стороже.

Возможно опасность. Там что-то есть...


Причем тихий шорох в траве или в кустах может напугать ее намного сильнее, чем громкий шум мотора вертолета в небе, поскольку лошади - жители равнин, где хищники нападали на них из укрытий на земле. Животных, нападающих на лошадей сверху, практически не было. И пусть эти времена уже практически позади генетическая память заставляет лошадь быть всегда настороже. Они могут пуститься в бегство даже от легкого шороха.

Если человек работает с лошадью не верхом, а «с земли», как говорят конники, отрабатывает новые элементы на вожжах, «гоняет» на корде, работает на кардео и т. д., внимание лошади также будет направлено в бок, в сторону «воспитателя». И только в том случае, если животное прислушивается, «видит» человека, обращает на него внимание, возможно установление коммуникации, основанной на очень тонких, почти незаметных сигналах. Только в этом случае можно научить чему-то лошадь, если же она отвлекается, смотрит по сторонам, то и учить чему бы то ни было ее рано. Сначала надо добиться внимания с ее стороны.

Когда всадник работает с лошадью верхом, сидя в седле, лошадь иногда направляет уши и глаза назад, в сторону всадника. Часто она сосредоточивает внимание назад, когда вместе с всадником разучивает новые элементы.

Но если лошадь не понимает или сомневается в каких-то командах, подаваемых всадником, то, не переставая смотреть вперед в сторону движения, она разворачивает уши назад, как бы «прислушиваясь» к командам всадника, даже если они подаются не голосом, а руками, ногами, перемещением центра тяжести всадника. Подобным образом лошадь ведет себя и в случае, если сзади к ней приближается какой-то подозрительный объект.

В замешательстве, неуверенность


Выражение тревоги у лошади сопровождается соответствующей мимикой. Глаза лошади широко распахнуты, уши дергаются рывками, рот напряжен, ноздри расширены, тело напряжено, движения судорожные, у животного учащается сердцебиение и дыхание. Степень тревоги может быть разной от проявления настороженности или неуверенности до самой настоящей паники, когда лошадь может вся покрыться потом.

Максимальная степень эмоционального стресса


Мимика лошади всегда подскажет человеку, в каком состоянии находится питомец. Животные, в отличие от людей, никогда не скрывают своих эмоций. Главное, научиться видеть.

Спокойная и уверенная в себе лошадь (A) расслаблена, лицевые мышцы не напряжены, уши направлены вперед или вбок, ноздри не расширены.

Лошадь, находящаяся в напряжении (B),неуверенная в своих действиях, непонимающая, что от нее требует человек, испытывающая дискомфорт (физический или психологический) отводит уши назад, несколько прижимая их (но не плотно) к черепу, напрягаются лицевые мышцы, расширяются ноздри.


О тревоге (неуверенности) может сигнализировать жесткий в области репицы, отведенный назад хвост лошади (C).

У расслабленного, уверенного в себе животного хвост висит спокойно (D).

Часто при обучении лошадь испытывает дискомфорт именно психологический. Ведь любое обучение - это стресс, как для человека, так и для животного.

Молодая лошадь часто забывает контролировать эмоции в работе

Также, для лошади очень волнительно находиться близко к другим лошадям, «в плотном строю». Они чувствуют себя дискомфортно, им не хватает свободного пространства. Такие животные чувствуют себя скованно, зажато, особенно, если рядом находятся лошади, занимающие более высокие места в иерархии. Ведь недовольство со стороны высших по рангу особей может вылиться в прямую агрессию с их стороны, поскольку лошади очень трепетно относятся к своему положению в иерархии.

Не желание сотрудничать. Ничего не хочу слышать

Интересно, что более агрессивны к новичкам отнюдь не старшие по рангу лошади, а те, кто занимает низ иерархической цепочки. Связано это с тем, что чужак может занять их место, и тогда они так и останутся внизу иерархии. А если успеть напасть первым, есть вероятность, что чужак сдастся, и самую нижнюю позицию займет именно он. А лошадь, которая была
низшей по рангу, будет на ступеньку выше. Доминантная (высшая по рангу) лошадь обычно спокойно наблюдает за такими баталиями. Вмешается она только в том случае, если возникнет угроза ее положению в сообществе.

Как распознать агрессию

Агрессия характеризуется общей напряженностью мышц тела, закладыванием ушей назад и плотным прижатием к черепу. Глаза насторожены, открыты, направлены на объект, вызвавший агрессию. Ноздри, как правило, расширены, вокруг образуются морщинки, рот может быть приоткрыт. При агрессии репица становится жесткой, хвост вытягивается назад и слегка приподнимается. Именно плотное прижатие ушей к черепу отличает реальную агрессию (E) от игры (F).

Е - Агрессия


Даже если лошадь показывает зубы, угрожая укусить, но не прижимает плотно уши даже самый суровый бой все равно останется для оппонентов лишь игрой, своего рода тренировкой, пробой сил.

Общаясь с человеком, лошадь действует по той же самой схеме, не учитывая разницу в размерах, поэтому даже «игровое нападение» лошади на человека может привести к серьезным последствиям для здоровья последнего. Тем более, что даже игровые
драки лошадей друг с другом могут привести к травмам (это и укусы, и ссадины, и последствия ударов конечностями и т. д.).

Предупреждающие позы о возможном проявлении нападения



Останется ли угроза агрессии лишь угрозой или перерастет в реальность, зависит от ситуации. Обычно реальную агрессию друг к другу проявляют косячные жеребцы в борьбе за самок. Они встают «на свечки» в стремление казаться выше и крупнее, произвести впечатление на противника, запугать его; как проявление доминирования и уверенности в себе. Часто жеребцы пытаются укусить оппонента за ноги, чтобы стать выше его. Агрессию в отношении сородичей и даже человека может проявлять кобыла с жеребенком, поскольку ее основная обязанность в этот момент защитить свое дитя от любой опасности, пусть даже воображаемой. Кобылы в этот период могут быть очень мнительными.

Агрессия бывает не только наступательная, но и оборонительная, как по отношению к сородичу, так и по отношению к человеку (например, ссаживание). При этом лошади всегда знают, когда надо остановиться. Преимущество их еще и в том, что они не злопамятны.

Несмотря на строгую иерархию, к шалостям жеребят взрослые лошади, как кобылы, так и жеребцы относятся снисходительно. Малыши очень быстро усваивают, что может последовать за угрозой взрослой лошади. Существует специальная мимика, сигнализирующая взрослым о том, что перед ними «ребенок». Это так называемое «щелканье». Жеребенок вытягивает голову, слегка приоткрывает рот, углы рта оттянуты назад, челюсти совершают серию жевательных движений, при этом возможен клацающий или сосущий звук. Губы не соприкасаются, в некоторых случаях видны только нижние резцы. Причем изредка проявлять
такое поведение могут и уже достаточно взрослые лошади, занимающие не особенно высокое положение в сообществе, чтобы уйти от конфликта.

Эта мимика срабатывает как блокиратор агрессивного поведения оппонента. Взрослая лошадь может и просто свесить уши по бокам, опустив голову вниз, как бы уменьшаясь в размерах. Это своего рода жест покорности и признания превосходства противника.

Зевок и не только...

Сталкиваясь с непривычным, незнакомым, интересным запахом лошадь вытягивает голову максимально вверх, верхняя губа сильно поднимается, открывая верхние резцы и десны, глаза и уши вращаются по сторонам. В передней части глаза появляется
мигательная перепонка. На пике движения голова занимает практически горизонтальную позицию. Менее чем через минуту, голова принимает обычное положение. Однако это вовсе не улыбка, как нам хотелось бы думать. Это называется реакция Флешмена или «флемен» (Рис. G).

Дело в том, что внутри носа лошади находится «орган Якобсона», который может улавливать запахи даже в самых малых концентрациях. Этот же орган помогает в оценке, распознавании запаха. Например, жеребцы очень тщательно принюхиваются, если вдруг обнаруживают запах кобылы в эструсе.

Лошади, как и люди, умеют зевать (Рис. H). При этом происходит расслабление позиции головы, как в положении стоя, так и лежа, рот начинает открываться, во время подъема и вытягивания головы лошадь делает глубокий вдох. Она закрывает глаза или слегка прикрывает их, когда зевок достигает пика. Когда рот широко открыт, нижняя челюсть может совершать боковые движения из стороны в сторону. Расслабленные уши сдвигаются вперед. Когда зевок завершается и следует выдох.

Тактильные ощущения

Удовольствия тоже не чужды лошадям. Кожа - один из самых восприимчивых органов чувств лошади. Такие животные чувствуют мельчайшие прикосновения, например, когда на нее садится насекомое. Лошади любят прикосновения и умеют наслаждаться тактильными ощущениями. Почесывание - вот что нужно для блаженства.

Это могут быть и легкие прикосновения, и почесывание с сильным нажимом. Многие лошади любят, чтобы им чесали разные участки тела: за ушком, по холке, по шее, по спине и т. д. При этом у лошади вытягивается и подрагивает верхняя губа, уши ориентированы вбок, могут быть немного сближены и направлены наверх, голова вытянута и, возможно, повернута в сторону.
Лошадь наваливается на стимулирующий ее объект. Она может почесаться сама, например, об ограду, а может «попросить» почесать собрата. При этом лошади становятся вплотную и чешут друг друга зубами, начиная с холки. Этот «взаимный груминг» обычно предлагает младшая по рангу, а заканчивает процедуру - старшая. Человек тоже может доставить питомцу тактильное удовольствие.

Как лошадь расслабляется

Чтобы спокойно отдохнуть, лошади должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Ее в табуне осуществляют часовые, которые не спят и не принимают пищу, а зорко следят за окрестностями. Через некоторое время часовых сменяют другие лошади. Так окрестности всегда остаются под наблюдением.

Не приятный вкус

На новом месте лошадь часто не ложиться спать, а лишь дремлет. Дремать такие животные могут и стоя, и лежа на груди. Шея опускается горизонтально, глаза полуприкрыты, уши расслабляются, занимают боковую позицию и перестают двигаться, оттопыривается нижняя губа. Считается, что фаза глубокого сна наступает только тогда, когда лошадь лежит на боку. Поэтому при конюшенном содержании очень важно, чтобы размеры денника были достаточны для того, чтобы животное могло свободно лечь на бок, вытянув в стороны ноги. Только тогда она сможет по-настоящему выспаться.

Поскольку в современном мире лошадь целиком и полностью зависит в своем существовании от человека, наша первейшая обязанность состоит в том, чтобы обеспечить ей максимально комфортные условия содержания. Причем комфорт по лошадиным стандартам может заметно отличаться от комфорта в человеческом понимании.

Дайте обед, угостите


Кроме правильного питания лошади необходимо много света, солнца, воздуха и особенно общения с другими лошадьми. Это животные социальные и для их физического и психологического здоровья, намного больше необходим контакт друг с другом, чем
с человеком. Лошадь общается с людьми так, как она общалась бы с другой лошадью. А в лошадином сообществе огромную роль играет иерархия. Авторитет дает защищенность, а иерархия предотвращает путаницу. Абсолютно равноправные отношения с
лошадью как с партнером не возможны. Человек должен быть лидером в этих отношениях. А чтобы отношения были продуктивными необходимо доверие, которое основывается на понимании, «чувствовании» друг друга.

Приглашение к игре. "Давай поиграем"




Лошади - хорошие наблюдатели, они давно уже научились «читать» язык тела человека.Чтобы говорить на одном языке, надо научиться понимать это животное. С помощью развитого языка тела лошадь всегда покажет нам, какие эмоции она испытывает. Надо лишь проявить терпение и внимание.

Елена Громова

Природой устроено так, что лошадь не умеет мурлыкать, вилять хвостом, чтобы выразить свои чувства и свое настроение. Однако, если часто общаться с лошадью, быть внимательным и чутким, можно научиться понимать лошадиный язык. Несмотря на то, что лошадь - большое животное, ее легко обидеть и напугать, поэтому в общении нужно быть очень осторожными и аккуратными. Перед тем, как приступать к верховой езде, следует изучить повадки лошадей , чтобы избежать неожиданностей.

Известно, что лошади во избежание конфликтов с другими существами, будь то человек или другое животное, опираются в основном на зрительное восприятие. Свое настроение и отношение они проявляют положением ушей, телодвижением, мимикой. Однако иногда лошадь просто совершает какие-то движения инстинктивно, ничего не желая сказать человеку. Так, например, прижимать уши лошадь может из-за того, что боится, с целью защитить нежный ушной хрящ, тревожно поднимает голову просто из попытки осмотреть пространство на наличие опасности.

Лошадь издает характерные звуковые сигналы, например, храпение или фырканье. Если лошадь фыркает (резко выдыхает воздух через нос), смотря на кого-то или что-то, значит она не уверена, что этому можно доверять, чувствует опасность. Если опасность миновала, то животное расслабляется. Храпение чем-то похоже на фырканье, только без вибрирующего звука. Так обычно лошади встречают друг друга, распознавая, друзья они или нет.

Так называемое "гугуканье", которое издается с помощью голосовых связок с закрытым ртом. Обычно это означает, что лошадь рада видеть Вас и таким образом приветствует. Кроме того, лошади-мамы часто используют гугуканье (более нежное) для того, чтобы подозвать жеребенка.

Еще одним звуком, который издает лошадь, является визг. Он может быть громким и коротким, а может быть достаточно продолжительным. Если человек принуждает животное к чему-то, грубо с ним обращается, лошадь начинает громко визжать, отступая. В любом случае - визг это ответная защитная реакция.

Кричат лошади обычно только, когда агрессивно настроены. От домашних лошадей услышать крик можно очень редко. Когда происходит стычка двух лошадей, они рычат и кричат друг на друга, при этом подключая укусы и лягание.

Условные знаки

Для того, чтобы как можно лучше понимать лошадей, Вы должны не только думать и действовать, как она, Вы должны на какое-то время "стать лошадью", попробовать посмотреть на мир глазами животного. Уши могут многое сказать о настроении лошади: если они находятся в положении между вертикальным и прижатым, значить животное полностью расслаблено и не тревожится, более того она слушает Вас. Если разговаривать с лошадью во время верховой езды, она будет держать уши наполовину развернутыми к Вам, то есть улавливать Ваши слова и интонацию. Прижатые уши - первый знак того, что лошадь злится.

Кожа лошади тоже умеет "разговаривать". В том случае, если Вы трогаете болезненный участок кожи, то лошадь подергивает им, вздрагивает, тем самым давая понять Вам, что ей неприятно. Мышцы также говорят о настрое лошади: из того, какая группа мышц напряжена, можно судить, какая часть тела будет реагировать следующей. Так, к примеру, напряженная спина говорит о том, что лошадь собирается взбрыкнуть.

Что касается лошадиного хвоста, то он, конечно, не совершает не такие выразительные движения, как хвост кошки или собаки, однако можно вполне научиться его "читать". Хвост для лошади - это очень полезный инструмент, который позволяет ей защищаться от назойливых кровососущих насекомых. В том случае, если лошадь чувствует дискомфорт, она машет хвостом не вправо-влево, а вверх-вниз - это своеобразный защитный и предупреждающий сигнал того, что лошадь может ударить задними ногами. Хвост, прижатый к телу, может являться признаком плохого самочувствия или страха.

Понять, в каком настроении находится лошадь, можно по губам: если у нее слегка отвисает нижняя губа, значит животное находится в очень расслабленном состоянии. Когда лошадь облизывает губы, но при этом Вы знаете, что пищу она не принимала, это явный признак послушания и готовности Вам подчиниться. Если же лошадь скалит зубы, то тут не нужно долго гадать - она раздражена и сердита. Шевеление верхней губой - сигнал того, что лошадь симпатизирует Вам, Вы ей нравитесь.

Ноги лошади тоже могут о многом рассказать. Например, если лошадь поднимает заднюю ногу, это знак того, что в любой момент Вы можете получить удар копытом, поэтому будьте осторожны.

Материал:

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

- Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

- Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

- Кукарек-ку,

- Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

- Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

- Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

- Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

- Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

«Мои песни» .

Мирное, уютное житье.

Вечное призвание мое.

Не нарушу клятву я свою.

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан «Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1.

2.

3.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер в старшей и подготовительной группе на тему:

« Знакомство с творчеством татарского писателя М. Джалиля»

Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля.

Дети под музыку входят в зал. (Звучит песня на слова М. Джалиля «Этэч»)

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны. (Рафис Корбан)

Добрый день, уважаемые гости!Сегодня наш праздник посвящён герою-поэту Мусе Джалилю.

Муса Мустафович Залилов, которого весь мир знает как татарского поэта Мусу Джалиля, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке, затерянной в Оренбургской степи. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательней, отзывчивей и смелее многих своих сверстников. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала отец его не пускал, но после вмешательства матери взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?” Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пусть пока ходит. Надоест - сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Жэлил». Джалиль, по собственному признанию, начал сочинять стихи с девяти лет. Первые стихотворные опыты поэта не сохранились. По воспоминаниям родных и близких, это были идиллические стихи про бабочек и гусей, про родную речку Неть и её зеленые цветущие берега. Первое его стихотворение «Бэхет» («Счастье») печатается в газете «Кызыл йолдыз». Ему тогда было 13 лет.

Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.

Сегодня мы собрались с вами чтобы почтить память Джалиля конкурсом чтецов, который называется «Муса джалиль - друг детей».

«Почему друг детей», - спросите вы. А все потому что Джалиль очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи. И некоторые из них мы сегодня услышим.

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

И ров перепрыгнуть,

Свои стихи поэт посвящал своей дочери Чулпан. Степанова Алина из ст. гр. №3 расскажет одно из них.

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

Когда началась Великая Отечественная Война, Муса ушел на фронт. И в перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия боевого духа и настроения бойцов. Но в 1942 году раненный поэт попдает в плен к фашистам. И в тюрьме он продолжает писать свои стихи, на клочках бумаги, которые попадаются ему в руки.

А теперь послушайте стихотворения военных лет.

«Мои песни» .

Не обманет маленькое счастье,

Мирное, уютное житье.

В бедах мира кровное участие-

Вечное призвание мое.

И перед смертью-никому в угоду

Не нарушу клятву я свою.

Песню свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

В августе 1944 года М. Джалиль героически погибает сражаясь за родину.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Мужество и талант как бы переплелись, слились в едином стремлении отдать все народу, отчизне. И не случайно муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его имя увековечено в названиях улиц, его имя носят музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета и т. д.

Объекты, названные в честь Джалиля:

  • Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
  • Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
  • Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
  • Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
  • Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
  • Улица Мусы Джалиля в Астрахани
  • Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
  • Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
  • Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
  • Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
  • Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
  • Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)
  • Улица Мусы Джалиля в Бугульме

*В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)
  • 1956 г - Герой Советского Союза
  • 1957 г - посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства за цикл стихов «Моабитская тетрадь»

Современники Джалиля посвятили ему много стихотворений и песен.

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан « Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.

2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941).

3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.



Самое обсуждаемое
Справочник по фразеологии Справочник по фразеологии
Победы и поражения Виктора Тихонова Победы и поражения Виктора Тихонова
Мария кучина (цска): турнир «русская зима» – всегда красочный праздник! Мария кучина (цска): турнир «русская зима» – всегда красочный праздник!


top