Влияние моторики на развитие речи. Картотека по логопедии на тему: Активная гимнастика для развития мелкой моторики

Влияние моторики на развитие речи. Картотека по логопедии на тему: Активная гимнастика для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика - это «упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме» .

Пальчиковые игры - это «инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев» . В них находит отображение реальность окружающего мира - явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.

В ходе пальчиковой гимнастики ребенок, повторяя движения взрослого, активизирует моторику своих рук, тем самым вырабатывая ловкость пальцев, умение управлять движениями своих рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

У разных народов пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае, например, распространены пальчиковые упражнения с каменными и металлическими шарами, которые улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу, и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В России с маленькими детьми играют в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».

Пальчиковая гимнастика - это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

По мнению С.Е. Гаврина, «благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Кроме того, такая гимнастика формирует добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком» .

Пальчиковая гимнастика - эффективное средство развития мелкой моторики, так как, - указывает Н.А. Крaсильникoвa, - «простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела» .

Пальчиковые упражнения развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Персонажи и образы пальчиковых упражнение доступны пониманию ребенка 2-4 лет, он их хорошо знает и симпатизирует им. Это сорока, коза, паучок, бабочка, зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик. Все эти образы нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые упражнения готовят малыша к счету, в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Упражнения, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки.

Возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики рук у детей 2-4 лет состоят в их большом многообразии.

О.И. Крупенчук выделяет следующие их виды:

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой .

Классификация пальчиковой гимнастики по ее назначению предложена Л.П. Савиной .

1. Игры - манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга»).

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

«Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.

7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением (народные потешки, песенки, прибаутки и т.д.).

В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.

Например,

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

(спрятать большой палец в кулак)

Просыпайся, улыбайся.

(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-встанька тут как тут!

(большой палец выскакивает из кулака).

Чтение потешки, прибаутки и народных песенок во время пальчиковой гимнастики проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребенка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети раннего и младшего дошкольного возраста еще не могут воспринимать быстрой речи, то «потешки», прибаутки и народные песенки, читаются неторопливо, отчетливо. При этом еще развивается память ребенка в их заучивании. Пальчиковые упражнения создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, прибауток, песенок, учат улавливать ритм речи. Игры эти можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Таким образом, возможности пальчиковой гимнастики в развитии моторики рук у детей 2-4 лет состоят в том, что она оказывает благотворное влияние на развитие движений и ловкости пальцев и кистей рук, умения управлять движениями рук и пальцев, зрительно-моторную координацию, и главное - на развитие мышления и речи детей. Кроме того, пальчиковая гимнастики успокаивает ребенка, так как она переключает его внимание на телесные ощущения. Большое разнообразие видов упражнений пальчиковой гимнастики дает возможность использовать дифференцированный и личностно ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка определенного возраста и с определенными проблемами в психологическом развитии, которые устанавливаются на диагностической основе.

Выводы по I главе

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является актуальной психолого-педагогической проблемой, так как возрастает количество детей с нарушениями и недоразвитием интеллектуальной, речевой и двигательной сфер.

Главными особенностями развития мелкой моторики является то, что период раннего детства и младшего дошкольного возраста (дети 2-4-го года жизни) является сенситивным периодом для ее развития, то, что именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие, и то, что мелкая моторика влияет на развитие мышления, речи, зрительно-двигательной координации.

Критериями для оценки уровня развития мелкой моторики являются такие ее характеристики, как координация, гибкость и автоматизированность движений пальцев и кисти рук.

Нарушения в развитии мелкой моторики являются признаками некоторых заболеваний и несоответствия нормам интеллектуального и речевого развития ребенка. Ребенок с такими отклонениями относится к группе детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в специально организованной коррекционной работе.

Пальчиковая гимнастика - это упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме и позволяют развить координацию, гибкость и автоматизированность движений пальцев и кисти рук.

Пальчиковая гимнастика обладает большими возможностями в развитии моторики рук у детей 2-4 лет, которые обусловлены ее положительным влиянием на кисти и пальцы руки, которые можно считать своеобразным речевым аппаратом, разнообразием упражнений пальчиковой гимнастики, позволяющим учитывать возрастные и психологические особенности развития каждого ребенка.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Для каждого детского возраста свои упражнения

Развитие мелкой моторики должно начинаться как можно раньше, с самого раннего возраста. Пока ваш малыш еще грудничок, ему необходимо делать массаж ручек и пальчиков. Таким образом вы будете оказывать действие на те точки, которые непосредственно имеют связь с головным мозгом. Ваш малыш уже раннего и младшего дошкольного возраста, значит необходимо делать абсолютно простые упражнения. Сопровождайте упражнения веселыми стишками. Так для ваших детей будет намного интереснее. Мелкая моторика развивается при обучение малыша застегиванию и расстегиванию пуговиц, при завязывании шнурков. Когда ваш ребенок достигнет уже более старшего возраста, развитие мелкой моторики должно быть самым важным шагом для того, чтобы подготовить детей к походу в школу. Главным навыком является подготовка рук к письму.

Развить мелкую моторику рук и пальцев детей очень важно. В коре нашего головного мозга есть центры, которые отвечают за разные навыки. И центры, которые отвечают за мелкую моторику рук и пальцев находятся очень близко к другим центрам. Например, к центрам, отвечающим за речь детей. Таким образом при активации определенных центров вы задействуете и соседние центры.

Поэтому родители детей должны четко понимать важность таких упражнений.

7 упражнений для развития мелкой моторики


Обязательно позволяйте трогать и рассматривать свои руки. Играйте с детьми в пальчиковые игры сопровождая их забавными считалками. Пусть малыш учится вдевать шнурки через дырочки на своих детских ботиночках. Помогайте ему проходить эти шаги. Желание детей быть как взрослые поможет ему развивать сосредоточенность.

Развитие мелкой моторики должно стоять на первом месте. Поскольку у многих детей наблюдается сильное отставание в развитие, как следствие.

К 4-5 годам ребенок должен уметь завязывать шнурки, лепить из пластилина сложные фигуры. К 6 годам малыш уже должен самостоятельно пришить пуговицу. Пальчики должны с уверенностью удерживать карандаш или ручку и уже уметь что-то писать.

Развиваем общую моторику

Упражнения позволяют повысить энергию ваших детей. Шаги помогают изучить собственное тело и повысить чувствительность пальцев рук.

  1. Делаем массаж ушей. Пусть ребенок зажмет мочку своего уха двумя пальцами и постепенно массирует ее. Двигаться при этом нужно снизу вверх и в обратном направлении.
  2. Массаж своих пальчиков. Пальцами одной руки делать массаж каждого пальчика и ладошки.
  3. Делаем массаж головы. Пальцы рук слегка согнуть и поглаживать себя по головке нежными массажными движениями. Начинать от макушки до ушей.
  4. Положите ребенка на спину и вытяните руки вверх. Теперь по очередности называйте часть тела (рука, нога, голова), а ребенок должен поднимать вверх то, что вы называете. Лучше будет, если эти шаги вы будете проходить вместе.
  5. Сжать ручки в кулачки и разжать. Затем, согнуть ручки в локтях, разомкнуть. Повторять упражнение постоянно повторяя темп.

Развитие крупной моторики

Такие упражнения позволяют развивать сенсорику, ощущать рамки своего тела и учится управлять им.

  1. Лечь на спину. Ноги сомкнуть вместе, руки вытянуть вверх. Сделать перекат в левую сторону, затем вернуться в исходное положение и перекатиться в правую сторону.
  2. Остаться в положении лежа на спине. Поднять ноги и обхватить их руками. Отпустить. Сделать несколько повторений. Следите за тем, чтобы у ребенка не было резких движений и не было сильных ударов при возврате в исходное положение.
  3. Также лежа на спине поднять сначала левую руку и попробовать написать в воздухе небольшое предложение. Затем тоже другой рукой.
  4. Для следующего упражнения нам понадобится доска и мел. Если у вас нет их под рукой, то можно использовать лист бумаги и карандаши. Дайте ребенку мел или карандаши в обе руки. Малыш должен пробовать написать что-то одновременно обеими руками.
  5. Возьмите несколько мелких и разных предметов. Ребенок должен закрыть глаза. Положите один или несколько предметов в руку вашего малыша. Малыш должен сжать руку и угадать количество и форму предметов. Затем смените предметы и их количество. Чередуйте руки.
  6. Принять положение сидя на полу. Начинать сгибать и разгибать колени. Затем делать это нужно чередуя ноги и снова вместе. Отводить каждую ножку по очереди назад.

На стопах, кистях и пальцах присутствует множество биологических зон, воздействие на которые приводит к активизации определенных процессов. Особенно важно это в раннем возрасте, так как пальчиковая гимнастика рук для детей улучшает моторику и положительно влияет на деятельность мозговых клеток.

Роль пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика используется в качестве оздоровительной профилактики, а в совокупности с точечным массажем нормализует нервно-гуморальные процессы и кровообращение.

Каждый палец воздействует на определенный орган:

  • большой палец – отвечает за активизацию легочной и мозговой деятельности;
  • средний – стимулирует работу печени;
  • мизинец – нормализует деятельность сердечной системы;
  • указательный – отвечает за состояние пищеварительной системы;
  • безымянный – активизирует мочеполовую и нервную деятельность.

От того, насколько полноценно будут задействованы кисти и пальцы малыша, зависит формирование мелкой моторики, взаимосвязанной с речевым развитием, так как мозговые зоны, ответственные за речь и движения, закольцованы между собой и развиваются параллельно.

Пальчиковая гимнастика может выполняться 3 способами:

  • взрослый человек делает все упражнения сам, а ребенок внимательно наблюдает за этим процессом;
  • малыш выполняет движения самостоятельно;
  • взрослый делает гимнастику вместе с ребенком.

Основной целью гимнастики является гармоничное формирование детей. Выполнение пальчиковых движений способствует:

  • навыкам концентрации внимания;
  • возбуждению речевого центра головного мозга;
  • нормализации эмоционального фона, умению повторять действия взрослых людей, осмысливанию слов и речи;
  • при выполнении упражнений с одновременным проговариванием коротких стихотворений совместно с малышом, его речь приобретает яркость, четкость и насыщенность;
  • усиливается контролирование собственных действий;
  • улучшается память и мышление;
  • пальчиковые упражнения способствуют развитию воображения и фантазии;
  • гимнастика развивает гибкость, подвижность и силу кистей, подготавливая их к письму.

Неврологи утверждают, что такие занятия следует начинать с ладони, слегка надавливая на центральную часть, а затем выполняя спиралевидные круги, плавно продвигаясь к тыльной стороне кисти. Все движения выполняются последовательно, медленно, но с небольшим нажимом, для усиления эффективности воздействия на рефлекторные точки.


В центральной части ладони расположена точка, отвечающая за рефлекторную зону тонкого кишечника

По мнению большинства специалистов, пальчиковая гимнастика чрезвычайно полезна и эффективна для детей любого возраста.

Алгоритм выполнения гимнастики у детей включает в себя:

  • ежедневное массирование пальчиков и кистей рук в течение 3 – 5 минут;
  • поглаживания и растирания ладошек, по направлению снизу вверх и наоборот;
  • растирание и разминание каждого пальца, сначала вдоль, а затем – поперек;
  • спиралевидные растирания пальцев;
  • начиная с 10– месячного возраста, упражнения следует усложнять, предлагая малышу катать между ладонями палочки и шарики разного диаметра;
  • положительное воздействие на моторику и мозговую деятельность оказывает лепка из пластилина или глины, а также отрывание небольших кусков бумаги;
  • одной рукой или обеими, перекладываются небольшие предметы, но при этом нужно внимательно следить за малышом;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или сразу двумя;
  • малышу можно предложить повторение движений, выполняемых папой или мамой.

Далее возможно включение пассивных упражнений, когда взрослый человек сам сгибает и разгибает пальцы малыша, проговаривая при этом ритмичные стихотворные фразы. Крайне важно, чтобы в комплексное занятие вовлекалась вся кисть и пальцы.

Гимнастика для детей от 6 месяцев до 1 года

Многие родители считают, что упражнения для пальчиков можно начинать не ранее, чем малышу исполнится 1 год. Это мнение в корне неправильно, ведь существуют специальные занятия с пальчиками, которые выполняются с шестимесячного возраста малыша.


Предметы, которые используются в ходе игрового занятия с малышом, должны быть безопасными

Одним из таких упражнений является игра « Строительство домика для гномов». Занятие с ребенком должно проходить в непринужденной, доброжелательной обстановке. В ходе гимнастики взрослый человек подготавливает несколько брусочков, кубиков и других подручных материалов, которые будут помогать в игре и общении с детьми.

Сначала ребенку показывается цветной, яркий кубик, который кладется рядом с ним, а затем папа или мама вслух проговаривают историю или сказку, где присутствует соответствующая теме сюжетная линия. Далее взрослый начинает выставлять кубики, стараясь сосредоточить на этом процессе внимание малыша.

После нескольких занятий малыш будет самостоятельно повторять действия, производимые родителями и совсем неважно, как он это будет делать. Главное – это сконцентрировать его внимание и обязательно хвалить, так как эмоциональная составляющая крайне важна для детей.

Подобные пальчиковые занятия вызывают интерес у детей, а при выполнении игровых упражнений родителям следует особое внимание обращать на реакцию малыша. Если он не может самостоятельно выполнить действие, нужно обязательно ему помогать.

От 1 до 3 лет

  • детям предлагается положить кисти рук на стол (ладонями вниз), после чего пальчики широко разводятся и сводятся вместе 5– 10 раз;
  • ладонь малыша сжимается в кулак, после чего ребро сжатого кулака упирается в стол и проделывается это же упражнение в обратном порядке;
  • пальцы рук должны соприкасаться друг с другом;
  • ребенок выполняет упражнение, при котором указательный и средний палец перемещаются по столу (бегают), сначала левой, а затем правой рукой. Далее аналогичное действие выполняется одновременно обеими кистями;
  • кисть сжимается в кулак, а затем мизинец и указательный палец выпрямляются, сначала поочередно (на правой и на левой руке), а затем обеими одновременно;
  • пальцы рук соединяются вместе (ладошками внутрь), после чего ладонь медленно раскрывается, образуя «домик», но подушечки пальцев не разъединяются.


Упражнение для пальчиков «Кошечка»

В возрасте от 2 до 3 лет дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, особенно если она сопровождается присказками и короткими стишками.

От 3 до 5 лет

Пальчиковая гимнастика для детей от 3 до 5 лет базируется на развитии моторики. Этот период характеризуется бурной реакцией малыша на стихи и сказки, он начинает хлопать в ладони, пытается вырезать, лепить, клеить, собирать мозаику и играть в кубики.

Малыш учится владеть руками, играет в игры, соответствующие его возрасту, любит кидать мяч, а также закрывать и открывать крышки фломастеров и банок. Крайне важно в это время обеспечить возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений.

Гимнастика выполняется, опираясь на навыки малыша. Взрослый человек завязывает вместе с ним шнурки на обуви, застегивает пуговицы. Для того чтобы малыш лучше усвоил упражнение, необходимо проговаривать свои действия вслух.

Очень полезно играть в «Рыбака и рыбку». Для этого в небольшую емкость наливается теплая вода, в которую опускаются резиновые игрушки на магнитах, после чего ребенок их вылавливает удочкой. Это занятие развивает моторику, а кроме этого, пластмассовая удочка оказывает массажное воздействие на ладошку.

Для детей 5–7 лет

Для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика крайне необходима, так как стимулирует моторную и речевую зону мозга, что в свою очередь, ускоряет формирование речи.

Перед тем, как начать выполнение гимнастики, взрослые вместе с детьми рассматривают иллюстрации, знакомя детей с дальнейшими действиями, жестами, командами и комбинациями пальцев. Такой подход обеспечивает правильный эмоциональный настрой.

Упражнения выполняются кистями поочередно, вне зависимости от доминантной руки, и включают в себя следующие действия:

  • сначала легкими поглаживающими движениями разогреваются ладони, до появления тепла, и только после этого следует приступать к гимнастике. Упражнения делаются в медленном темпе, с повторами не менее 5 раз для каждой кисти;
  • дети поочередно соединяют пальцы рук, «проговаривая» и «проигрывая» короткие стишки и потешки (по 3– 5 раз). При этом важно обратить внимание на координацию движений при составлении фигур и умение сохранять заданное положение при выполнении гимнастики;
  • упражнение «Слоник» – безымянный и указательный, мизинец и большой палец условно обозначают «ноги» слона. При выполнении этого упражнения средний палец нужно вытянуть наподобие хобота и медленно передвигаться «ногами» по столу;
  • «Петушок» – малышу предлагается сцепить ладони, после чего левая рука должна слегка нажать на тыльную сторону правой. При этом ладонь разгибается, напоминая «петушиный гребень»;
  • «Дорожка» – большой пальчик левой руки нужно положить на такой же палец правой руки, ногтем вниз так, чтобы получились 2 «ступеньки», после чего всеми пальцами (подушечками) поочередно имитируется ходьба по «дорожке»;
  • «Сороконожка» – пальцы малыша ставятся на край ровной поверхности (стола) после чего быстро перебирая пальчиками, руки перемещаются на противоположную сторону;
  • «Тесто» – при выполнении этого упражнения дети имитируют процесс вымешивания теста, что позволяет эффективно разработать кисти;
  • «Фонарики» – дети садятся напротив взрослого человека, после чего медленно сжимают кулак, выпрямляют ладонь, раздвигают пальцы, сжимая и разжимая их.


Пальчиковая игра «Улитка»

Упражнения для пальчиков подготавливают руку малыша к письму. В них участвуют все пальцы, что усиливает эффективность развития моторики. Это обусловлено последовательным чередованием движений (сжатие – расслабление – растяжение), что приводит к усилению тонуса кисти и пальцев. Существует множество специальных упражнений и чем больше умеет делать дошкольник, тем более развита у него речь и координация движений.

Для улучшения гибкости пальцев

Для того чтобы улучшить гибкость и ловкость суставов у детей, рекомендуется специальный гимнастический комплекс для кистей и пальцев рук, с включением легкого массажа:

  • перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо слегка помассировать кисти рук с использованием масел, после чего малышу предлагается сжать кулак и выполнить несколько вращательных движений в разные стороны (по 10 раз);
  • каждый пальчик соединяется попарно для того, чтобы сделать «щелчок» (по 5– 6 раз);
  • подушечки пальцев одной руки плотно прижимаются к другой. Далее кончиками пальцев выполняются круговые движения, начиная от указательного и большого с вовлечением остальных (7– 10 повторов);
  • кончики пальцев левой руки соединяются с правой рукой и слегка сжимаются в течение 5– 7 секунд (не менее 10 раз);
  • кисти медленно сжимаются в кулак и разжимаются не менее 7– 10 раз;
  • каждым пальцем выполняются вращения сначала в левую, а затем в правую сторону (по 5 раз).


Для гибкости пальчиков у детей рекомендуется лепить

Для того чтобы упражнение для пальцев рук сделать максимально интересным для малыша, необходимо выполнять их в игровой форме, сопровождая каждое занятие звуками и стихами.

Общие правила выполнения гимнастики

Для того чтобы пальчиковая гимнастика доставляла детям удовольствие, следует придерживаться определенных условий ее проведения:

  • во время игрового занятия необходимо обязательно сесть напротив малыша так, чтобы лицо и глаза взрослого человека были на одном уровне с ребенком. При выполнении гимнастики вместе с детьми следует демонстрировать увлеченность игрой;
  • до начала активных тренировок следует предварительно разогреть ладошки малыша легкими поглаживающими движениями до появления тепла. Все действия выполняются медленно, с повторами не менее 5 раз (вначале правой, затем левой и обеими кистями одновременно);
  • в гимнастику должны вовлекаться все пальчики, при этом нужно внимательно следить за реакцией детей, что позволит избежать мышечного перенапряжения кистей рук. Все рекомендации произносятся доброжелательным и спокойным тоном, а при необходимости требуется индивидуальный подход к малышу, ни в коем случае нельзя заставлять детей делать то, что им не нравится.

Длительность ежедневного занятия не должна превышать 10 минут. После того, как дети освоили несколько упражнений, рекомендуется дополнять или заменять их другими. Однако необходимо учитывать, что нельзя ставить перед детьми одновременно несколько сложных задач, например, выполнять гимнастику и читать стихи. Такое требование обусловлено ограниченным объемом внимания у детей, а сложная задача может привести к нежеланию и полному отказу малыша от пальчиковой гимнастики.

Вначале упражнение выполняется медленно, отрабатывается одна рука, затем вторая и обе вместе. В ходе занятий необходимо внимательно следить за правильностью воспроизведения движений ребенком, удерживания положения кистей и переключение между упражнениями. При необходимости следует помочь малышу. Важно вовлечение в гимнастику мизинцев и безымянных пальчиков, так как они более слабые. Движения следует обязательно чередовать (сжатие – растяжение – расслабление).

Регулярное выполнение пальчиковой гимнастики, помимо улучшения моторики, речевой и мозговой деятельности, способствует разработке суставов. Каждому упражнению должна соответствовать своя картинка, для того, чтобы малыш сумел воссоздать зрительный образ. В первую очередь детям предлагается просмотр именно рисунка с названием упражнения и его дальнейшим воспроизведением.

Пальчиковая гимнастика – это не только яркое развлечение для малыша, но и достаточно хорошее подспорье для родителей, так как позволяет улучшить двигательную координацию малыша, память и концентрацию внимания. Конкретные результаты после выполнения пальчиковых упражнений заметны уже через 2– 3 недели регулярных занятий с детьми.

Каждая современная мамочка понимает значение развития мелкой моторики рук для своего крохи. Но не все знают, как правильно развивать навыки мелкой моторики у своих детей, какие упражнения для этого необходимо выполнять и какие подручные средства задействовать. Перед тем, как поговорить об упражнениях и занятиях, стимулирующих моторику у детей, давайте разберемся с самой сутью данного понятия и инструментами ее влияния на развитие малыша.

Главное в статье

Мелкая моторика ребенка до 3 лет

Мелкая моторика – это умение выполнять различные довольно мелкие манипуляции, задействуя для этого кисти рук и пальцы. Другими словами – это усовершенствованное понятие «ловкости». Точность движений рук и пальцев ребенка объясняется скоординированностью и целенаправленностью важных систем его организма, как мышечной, так и нервной.

Мелкая моторика ребенка до 3-х лет состоит из большого количества самых разных действий: сначала малыш учится захватывать игрушку, немного позже – уже умеет ощупывать ее составные части, а в 2-3 года приобретает первые навыки рисования, старательно удерживая карандаш или ручку.

Новорожденный малыш сначала рассматривает свои ручонки, а потом, посредством первых своих игрушек, учится управлять своими движениями. Первые «захваты» предметов выполняются при помощи всей ладошки, а уже к полугоду он может взять игрушку лишь двумя пальчиками.

Родители должны своевременно учить ребенка верно держать ложку, карандаш или кисть для рисования: все это – необходимые, базовые упражнения для совершенствования его мелкой моторики.

Доказано, что мелкая моторика напрямую связана с центральной нервной системой ребенка. Ее влияние на зрение, слух, память, скорость реакции, восприятие, развитие речи – очень велико.

В головном мозге ребенка центры, отвечающие за моторику и речь «соседствуют» друг с другом. Стимулируя моторику подушечек пальцев рук, мы активизируем речевой центр.

Стремясь развить мелкую моторику у детей, родители применяют множество разнообразных способов. Мы же остановимся на самых интересных и оригинальных.

Крупы для мелкой моторики

Для развития мелкой моторики у детей уже давно применяют различные крупы. Больше всего подходят не слишком мелкие: гречка, рис, перловка, овсянка, а также семечки. Самым маленьким исследователям дают поиграть с фасолью, горохом, кукурузой, разными сортами макарон (рожки, вермишель, ракушки).

В глубокую миску насыпают крупу и дают ее ребенку. Малыш будет прикасаться к такому «материалу» для игры, просыпать крупу сквозь пальчики, стремиться взять отдельную крупинку и подробнее рассмотреть ее. Это не только простимулирует развитие его моторики, но и усовершенствует тактильные ощущения.

Важно: во время занятий не оставляйте малыша одного, во избежание несчастного случая: кроха может проглотить крупинку или подавиться ею.

Если вы все же опасаетесь давать ребенку играться крупами в чистом виде, предлагаем вам взять несколько полотняных мешочков и, заполнив их разными видами круп, дать ребенку ощупать их. Этот прием тоже является прекрасным упражнением для развития ловкости пальчиков.

Когда ребенок достигнет 2-3 лет, с ним можно будет проводить более сложные и интересные занятия, с участием различных круп, например:

  • мама рисует на листе бумаге какое-либо изображение (лучше, чтобы это было забавное животное: кошечка, собачка, мишка, чтобы малыш заинтересовался);
  • ребенку предлагается покрыть рисунок тонким слоем клея, используя кисточку;
  • далее необходимо «раскрасить» рисунок, используя крупы. Например, на ушки наносим гречневую крупу, на брюшко – ячневую, лапки покрываем пшеном.

Со временем крупы приклеятся к изображению, а такой шедевр маленького художника можно обрамить рамкой и любоваться на него долгое время.


Рисование для мелкой моторики

Рисование – не только прекрасный способ разнообразить досуг ребенка, но и отличный метод улучшения его мелкой моторики. Для начала, важно обучить малыша правильно держать ручку, карандаш и кисточку для акварели. Запаситесь терпением: далеко не у каждого ребенка это получается с первого раза. Зато, когда детка уже уверенно держит «орудие» в своих пальчиках, можно приступить к несложным упражнениям.


Рисовать можно не только карандашами, красками или руками: задействуйте для художеств и другие «орудия», такие как ватные палочки или поролоновые губки.

Соединение предметов для моторики

Разборка и собирание воедино различных предметов – отличный тренинг для мелкой моторики ребенка. Предлагаем вам несколько интересных упражнений, которые надолго увлекут даже самого непоседливого малыша:


Сегодня очень популярными являются игрушки-лабиринты для малышей, в которых «перекатываются» по закрученной проволочке различные по форме и цвету деревянные детали. Тактильный контакт с натуральным деревом сам по себе очень полезен для малыша, а соединение мелких деталей в таком лабиринте станет отличной тренировкой для его пальчиков.

Упражнения для мелкой моторики рук у ребенка

Элементарные и простые упражнения – лучший способ развить мелкую моторику крохи. Самым маленьким карапузам можно делать массаж ладошек, гладить, слегка надавливать и массировать подушечки каждого пальчика.

Затем, когда малыш уже с интересом наблюдает за вашими действиями, водите по его ладошке, приговаривая разные потешки и присказки, например, известную всем с младенчества «Сорока-ворона». Играйте с малышом в «Ладушки» – так ваше чадо научится хлопать в ладоши, сгибать и распрямлять пальчики.

Когда ребенку исполнится 6-7 месяцев, можно позволить ему играть с бумагой. Дайте ему несколько листов цветной бумаги, лучше, чтобы она была мягкой. Он начнет рассматривать ее, а затем станет рвать на маленькие кусочки: в его возрасте – это крайне полезное и увлекательное занятие, которое заставит его визжать от восторга.

Деткам постарше в качестве упражнения для моторики можно предложить лепку из пластилина или соленого теста, а также упомянутую выше шнуровку.

Использовать для улучшения моторики можно самые разные, отличающиеся по фактуре и размерам предметы

А самыми элементарными пальчиковыми упражнениями являются следующие:

  • пальчики сжимаются в кулачок, далее ребенок вращает кистью влево, потом вправо. Повторить упражнение 5 раз;
  • пальцы с силой сжимаются в кулачок и плавно разжимаются;
  • выпрямить пальчики, а затем сгибать и выпрямлять первые 2 фаланги; повторить 5-7 раз;
  • игра «веер»: разведенные прямые пальчики, начиная с мизинца, сгибаются веерообразным движением. Когда все пальцы собраны в кулачок, провести упражнение, начиная с большого пальца.

Пальчиковые игры для моторики рук

Пальчиковые игры необходимы не только ребенку: они являются хорошим подспорьем для мамочки, которая его воспитывает. Ведь это не только отменная методика развития моторики малыша, но и прекрасный способ отвлечь его и развеселить: каждая такая игра обычно сопровождается веселым стишком или детской потешкой.

Детки, которые регулярно и с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, быстрее своих сверстников начинают говорить, постигают азы письма, имеют хорошую память и двигательную координацию. Они более собраны и устойчивы к стрессу. Пальчиковые игры необходимы ребенку как можно чаще: лучше всего проводить их каждый день.

Очень важно словесно развлекать ребенка в процессе такой игры. Огромный арсенал пальчиковых игр, заданий и тренингов с забавными, веселыми присказками представлен . Выбирайте игру по своему вкусу, развлекайтесь и развивайтесь!

Пальчиковое развитие для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста главными атрибутами и помощниками пальчикового развития являются занятия по изготовлению поделок, которые помимо моторики развивают еще и воображение, творческие навыки, умение и желание мастерить.

Купите ребенку детские безопасные ножницы, разноцветные картон и бумагу. Необходимо научить его вырезать, пользоваться клеем, создавать яркие аппликации и мастерить поделки.

Соберите сухие, разноцветные листья на улице и создайте из них яркое осеннее панно.

Эти занятия необходимы не только для пальчикового развития, они также разовьют творческое мышление ребенка, усидчивость и внимательность. Навыки, полученные в процессе таких игр, обязательно пригодятся в детском саду и школе.

Музыкальные игры для моторики рук

Если вы ожидаете от своего ребенка музыкальных достижений, знакомьте его с разнообразными музыкальными инструментами уже с младенчества. Нажатие кнопок и клавиш отлично развивает моторику детских пальчиков, а сопровождающий их звук помогает маленькому человечку понимать связь между его действиями и воспроизводимой музыкой.

Для таких занятий хорошо подойдут детские пианино, бубны, барабаны, гармони, маракасы, ксилофоны и балалайки. В процессе музыкальных игр развивается не только мелкая моторика и активизируется работа пальцев в целом, но совершенствуется и зрительно-двигательная координация, сенсорика и мыслительная сфера, регулируются усилия пальцев и кистей рук ребенка.

Нарушения мелкой моторики

В раннем детском возрасте нарушение развития моторных функций особенно заметно, и тянет за собой ощутимые последствия. Ведь речевое развитие малыша напрямую связано с его моторными навыками и зависит от степени развития движений кистей и пальцев. О нарушениях мелкой моторики можно говорить, когда ребенок:

  • скован, имеет плохую координацию;
  • нерасторопен и неуклюж;
  • часто роняет предметы;
  • редко участвует в подвижных играх, ему сложно подавать и ловить мяч;
  • в возрасте 3-4 лет не может правильно держать карандаш и провести ровную линию;
  • заметна несогласованность действий рук ребенка.

Статистические данные: около 5% всех деток-дошколят страдают нарушениями мелкой моторики и двигательной координации, подавляющее большинство из них – мальчики.

Однако сам диагноз «двигательное нарушение» должен поставить врач, а если вы заподозрили у своего малыша некоторое отставание в развитии моторики, проводите с ним профилактические меры: выполняйте массаж пальчиков и гимнастику для мелкой моторики рук.

Гимнастика для мелкой моторики рук

С некоторыми приемами гимнастики для совершенствования моторики рук ребенка предлагаем познакомиться из видео.

Регулярное выполнение разнообразных упражнений, представленных в нашей статье, обязательно даст ощутимые результаты, не только в плане улучшения навыков мелкой моторики: оно также поможет вашему малышу освоить правильную речь.

Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори, теневой пальчиковый театр.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика очень полезна для детей любого возраста. Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему в обучении составляют не неумение читать или незнание азов арифметики, а именно неподготовленность руки к письму. В чем причины графической неготовности к обучению письму? Таких причин две:

  1. Недостаточное развитие мелких мышц руки и нервной регуляции мелкой моторики («физиологическая неготовность» к обучению письму).
  2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность» к обучению письму).

Обе эти трудности можно предупредить, если заниматься с детьми уже с 3 лет пальчиковой гимнастикой и делать специальные упражнения, а также как можно активнее привлекать малыша к изготовлению поделок (рисование, аппликация, художественный труд, лепка), к бытовому труду (вышивание толстой иглой, вязание и плетение для девочек, изготовление поделок из дерева и природных материалов, брусков, упаковок для мальчиков).

Как определить уровень развития мелкой моторики рук у детей: диагностика. Три простых теста.

Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре (авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).

Тест 1.

Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.

Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.

Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!

А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.

Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

Как узнать результаты теста:

1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.

Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.

2) Складываем получившиеся цифры. 3 (на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.

Что нам скажут эти результаты:

  • Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
  • Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет — 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.

Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику 🙂 и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

Тест 2.

Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).

Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:

  • Рисует овал.
  • Рисует круг, но намного меньшего размера чем в образце. Это показатель скованности кисти.
  • Рисует с отрывом руки, передвигая ее.

Тест 3.

Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.

Типичные ошибки в раскрашивании:

  • Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
  • Ребенок не может менять направление линий.
  • Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
  • Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.

Пальчиковая гимнастика — описание упражнений.

Пальчиковую гимнастику можно проводить как без предметов, так и с мелкими предметами.

Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками.

Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.

  • Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь маме собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.
  • Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик.
  • Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.

Варианты упражнений с прищепками для развития пальчиков:

  • Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
  • Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
  • Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.
  • Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки.
  • Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками)
  • Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной)
  • Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
  • Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.

Упражнение для пальчиков «Снаружи – внутри»

Когда малыш освоится с простейшими упражнениями пальчиковой гимнастики с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве.

Наклейте на прищепки изображения разных насекомых (птичек, зверюшек) – в зависимости от темы занятия. Попросите малыша прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи ведерка. Прикрепите сами прищепку и скажите: «Выглянуло солнышко, захотели бабочки, жуки, божьи коровки погреться на солнышке. Сделай так, чтобы все насекомые сидели снаружи ведерка». При этом нельзя крутить стакан! И нельзя самому передвигаться вокруг стакана. Не все малыши быстро догадываются, как это можно сделать.

Затем через несколько дней дайте аналогичное задание сделать так, чтобы все насекомые сидели внутри ведерка (например, спрятались от птички).

Упражнения для пальчиков: диалоги

Более сложные упражнения пальчиковой гимнастики с прищепками – это диалоги, в которых требуется одновременно и говорить и действовать прищепкой. С помощью прищепок можно изображать разных героев, которые разговаривают друг с другом, и в ритм диалога открывать «ротик» прищепки.

Можно для таких игр наклеивать на прищепки круги с изображением персонажа, но это вовсе не обязательно. Я рекомендую использовать многоразовые картинки, которые легко менять. Я их закрепляю с помощью пластика для прикрепления «UNU patafix» (продается в канцелярских и хозяйственных магазинах, хобби — центрах). Это очень удобно: всегда можно прикрепить нужную картинку из картона для одной игры, а затем после игры снять ее и на той же прищепке.

Для таких упражнений пальчиковой гимнастики используются стихи с диалогами и короткие рассказы с диалогами.

Игры с прищепками и обучение грамоте.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять тематические ряды слов. В заданиях такого типа пальчиковая гимнастика сочетается с решением ряда других задач. Например, составить ряд слов по теме «транспорт». Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов. Можно составлять ряды из слов, начинающихся с одного звука (у кого длиннее дорожка?) или слов из определенного количества слогов.

С помощью цветных прищепок можно также придумывать слова с заданным слогом. Например, первая прищепка белого цвета – это слог «по». Если малыш придумал слово, начинающееся со слога «по», то он составляет с помощью прищепок слоговую схему такого слова. Например, если к белой прищепке «по» прикрепить за ее конец следующую прищепку – слог «шел», то получится цепочка из двух прищепок и слово «пошел». Если к белой прищепке «по» прикрепить еще две прищепки, то получится слово из трех слогов «посуда» (по+су+да). Задача – составить как можно больше таких цепочек

Можно проводить и игры со звуками с использованием прищепок. Тогда на прищепку прикрепляется картинка. Например, сорока. С какого звука начинается слово «сорока»? Правильно, со звука с (твердый согласный звук). И эта наша сорока – прищепка будет «хватать» карточки на которых изображены предметы, начинающиеся со звука «с» (сыр, салат, солнце, сушки) и уносить в свое «гнездо». И ребенок выбирает из всех картинок нужные – с заданным звуком. Соответственно «лиса» будет брать картинки с мягким звуком «ль», а волк с твердым согласным звуком в.

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков — фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a) большие пуговицы,
b) маленькие пуговки,
c) кнопки,
d) банты,
e) шнурок, который вдевается в дырочки,
f) шнурок, который наматывается на крючок,
g) крючки и петли,
h) застежки из ремешков,
i) застежки – липучки.

2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3) Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4) Вышивание на картоне . Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6) Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:

Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.

Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображая предметы и персонажи с помощью рук. Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.

Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:

  • Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх (это «ушки»), остальные сжаты в кулак.
  • Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем (это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»
  • Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога), безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.
  • Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой и безымянный палец стоят на столе (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец). Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям. Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.
  • Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.
  • Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.
  • Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.
  • Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.

Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.

Пальчиковая гимнастика — пальчиковые загадки.

Поиграйте с детьми в пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми.

Вот еще несколько пальчиковых фигур для таких игр-загадок.

Пальчиковая гимнастика — теневой пальчиковый театр.

Очень полезен для развития мелкой моторики и теневой пальчиковый театр. На рисунке в начале статьи и ниже даны схемы фигур, которые можно использовать для показа сказок в таком театре.

Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

Татьяна Смирнова.

1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.

2. Пособие – дорожка со съемными буквами.

Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.

Мария Трагарюк. Огородик.

Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.

Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.

С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).

Если эта статья оказалась Вам нужна, интересна и полезна, буду очень благодарна, если Вы поделитесь своим мнением в комментариях. А также приглашаю в комментариях рассказать о своем опыте А как Вы развиваете мелкую моторику детей? Занимались ли этим специально? Что за игры и упражнения вам больше всего нравятся и полюбились Вашему малышу?


Самое обсуждаемое
Джеймс Конноли «Первый олимпийский чемпион Джеймс Конноли «Первый олимпийский чемпион
Пловец, ставший хоккеистом Пловец, ставший хоккеистом
Джикия Георгий Тамазович Джикия Георгий Тамазович


top