Название площадки для тенниса. Покрытия кортов: для анализа спортивных событий. Распространение тенниса в мире

Название площадки для тенниса. Покрытия кортов: для анализа спортивных событий. Распространение тенниса в мире

Свод положений, регламентирующих игру в теннис.

Игра в теннис ведется между двумя игроками или двумя парами игроков. Цель игры состоит в том, чтобы перебросить мяч на половину противника так, чтобы он не мог его вернуть.

Подача (англ. «service»)

Введение мяча в игру.

Каждый розыгрыш очка начинается с подачи. При этом подающий обязательно находится за задней линией площадки и наносит удар так, чтобы мяч пролетел над сеткой, не задев её, и попал в пределы одного из двух квадратов подачи на площадке соперника.

Первая подача всегда осуществляется справа от центральной линии. После каждого очка подающий игрок переходит на другую сторону от центральной линии.

Для выполнения подачи подающему игроку предоставляется две попытки (первая и вторая подача).

Если мяч касается сетки, но перелетает на сторону противника, то подача переигрывается. Если мяч попадает за линию площади подачи или в сетку, то игрок имеет право на вторую подачу. Если и она оказывается неудачной, подающему засчитывается двойная ошибка, и он проигрывает очко.

Также считается ошибкой заступ/зашаг (англ. «footfault») - изменение во время подачи исходного положения подающего шагом или бегом, либо касание ногой площадки или забега вне зоны подачи.

Счёт (англ. «game score»)

Счёт в теннисе ведётся по необычной системе - 1-е выигранное очко оценивается с цифры «15», 2-е - цифрой «30», 3-е - цифрой «40» и 4-е (решающее) - термином гейм.

Счёт очков ведётся «от подающего»: так, счёт «15:0» означает, что первую подачу выиграл сам подающий, а «0:15» - принимающий.

В случае выигрыша каждым игроком 3-х очков в гейме, судья объявляет счёт «ровно», а не «40:40». Выигрыш подающим игроком следующего очка объявляется как «больше», а проигрыш - как «меньше». В случае уравнения счёта после «больше» или «меньше», счёт вновь объявляется «ровно». В случае, когда счёт «ровно» важно уже не само по себе количество очков, набранных игроками, а разница в счёте. Игра идёт до тех пор, пока преимущество одного из соперников не составит два очка, т.е. выигрыш еще одного очка при «больше» означает победу в гейме.

Очко (англ. «point»)

Начальная единица счёта, который начинается с цифры «15».

4 набранных очка подряд позволяют выиграть гейм. При игре с переменным успехом для выигрыша гейма необходим перевес в 2 очка.

Гейм (англ. «game», в пер. с англ. «игра»)

Единица счёта более высокого порядка, нежели очко.

Гейм предполагает розыгрыш не менее 4-х очков (мячей). Каждый гейм начинается со счета 0-0. Если подающий выигрывает подачу, счёт становится 15-0 в пользу подающего, если проигрывает 0-15 в пользу принимающего. Следующая подача приводит к счету 30, затем 40. Следующий розыгрыш приводит к выигрышу гейма в случае, если противник имеет счёт 30 или меньше. Если оба игрока имеют по 40, то выигрыш следующей подачи дает преимущество. Игрок, имеющий преимущество и выигравший следующую подачу, побеждает в гейме.

Сет (англ. «set», в пер. с англ. «партия»)

Единица счёта более высокого порядка, нежели гейм.

Предполагает выигрыш не менее 6-ти геймов с перевесом, по крайней мере, в 2 гейма. Игрок, выигравший 6 геймов, считается выигравшим сет. Если счёт в сете 6-5, то разыгрывается еще один гейм. Если счёт становится 7-5, сет заканчивается. Если счёт становится 6-6, то разыгрывается тай-брейк.

Тай-брейк (англ. «tie-break», в букв. пер. с англ. «разбиватель ничьих»)

Так называемый укороченный гейм, где счёт ведётся не обычным принятым порядком, а путём начисления очков за выигранные мячи.

Может разыгрываться в любом сете (при счёте геймов в сете 6:6).

Подающий игрок делает первую подачу, затем противник делает две подачи, далее смена идет через две подачи. Первый, кто наберет 7 очков с разницей в 2 очка, считается выигравшим тай-брейк. Тай-брейк длится столько, сколько необходимо, пока не будет достигнута разница в два очка. Смена площадок происходит после каждых 6 очков.

Изобретателем тай-брейка является американский специалист Джэймс Ван Ален (1903-1991 гг.). В 1970 году ITF впервые разрешила применить систему тай-брейк в соревнованиях в качестве эксперимента. В 1971 году тай-брейк был впервые применён на Уимблдонском турнире, а в 1975 году включён в официальные правила мирового тенниса.

Матч (англ. «match»)

Определённое количество сетов (3 или 5), разыгрываемое с целью выявления победителя.

Матч может быть 3-сетовым или 5-сетовым. В 3-сетовом побеждает игрок, выигравший 2 сета, в 5-сетовом - 3 сета.

Для победы в матче в парном разряде необходимо выиграть две партии из трех. На большинстве соревнований одиночников действует то же правило, но на самых престижных турнирах, - таких, как турниры серии «Большого Шлема» или «Кубок Дэвиса» - для победы в матче надо выиграть три партии из пяти.

Другие правила

Линия считается полем.

Кроме подачи, мяч, задевший сетку и упавший на стороне противника, засчитывается.

Подача должна быть отбита только после отскока мяча, в то время, как во время игры мяч может быть отбит и до касания им поверхности корта.

Очко не засчитывается, если мяч коснулся тела, отбит до пересечения им линии сетки, или если игрок коснулся сетки или стойки сетки ракеткой, рукой или другой частью тела.

Теннис, по известному определению, игра джентльменов. Тем не менее теннисными правилами предусмотрена дисквалификация спортсмена не только за несоблюдение правил или неявку на матч, но и за неэтичное поведение во время соревнований, нарушающее джентльменский принцип «фэйр плэй» (англ. «fair play» - букв. «игра по правилам»). Иногда судьям приходится применять этот пункт правил на практике. Так, легендарный американский теннисист Джон Макинрой, славившийся не только своими мощными подачами, но и чрезвычайной несдержанностью на корте, умудрился дважды «заработать» дисквалификацию на турнирах «Большого шлема».

В нашем интернет-магазине
471 модель ракеток и другие товары
для большого тенниса

Мы предлагаем уникальную программу тестирования теннисных ракеток
При заказе на сумму большую 5 000 руб. доставка в пределах МКАД бесплатно !

Правила игры в большой теннис кратко

Поделитесь с друзьями:

  Современные правила игры в большой теннис, принятые в 2009 году

Для краткости ее именуют ITF. Именно этот руководящий орган устанавливает Правила.

Каким должен быть «правильный» корт для игры в теннис

Размеры прямоугольной площадки определены твердо: для одиночной игры – 23 метра 77 сантиметров длина, 8 метров 23 сантиметра – ширина; парные состязания проводятся на корте, ширина которого увеличивается до 10 метров 97 сантиметров.

Ровно посередине корт разделяется сеткой, подвешенной на шнуре или тросе. Высота крепления 10 метров семь сантиметров.

Высота сетки фиксируется центральным туго натянутым ремнем. Ремень и тесьма верхнего края сетки могут быть только белого цвета.

Все линии разметки должны быть выполнены контрастным цветом, так чтобы они были хорошо заметны. Надо заметить, что цвет корта правилами не регламентируется. Красные корты Ролан Гарроса или зеленая трава Уимблдоноа одинаково имеют право на существование.

Ширина разметочных линий колеблется от 2,5 до 5 сантиметров. Только задняя линия может быть шириной до 10 сантиметров.

  Постоянные принадлежности корта

В правилах к постоянным принадлежностям корта отнесены зрители. И это правильно! Как же играть без верных болельщиков?

Вот Эндрю Маррей почему выиграл на Уимблдоне? Потому что за него болело все Соединенное королевство, а на зрительских трибунах присутствовали и члены королевского семейства, и премьер-министр Англии, и друзья-знаменитости.

  Кроме зрителей на корте обязательно должны быть самые разнообразные предметы:

Боковые и задние ограждения. На них как раз рекламные щиты и размещают.

Судейская вышка и судья на ней, на линиях, у сетки и около подающего игрока.

Зрительские трибуны, оборудованные местами для зрителей.

  Для игры в теннис кроме корта, нужны мячи и ракетки

Правила, касающиеся мячей, излагаются в Приложении 1. Решение о выборе мячей для турнира принимается организаторами соревнований, которые заранее должны объявить количество мячей для матча и порядок их смены.

Если стал менее упругим во время розыгрыша очка, то очко не переигрывается. Если же во время игры мяч лопнул, то переигрывание возможно. Вообще мячи для турниров выбираются из списка, приведенного в официальном документе ИТФ.

   – главное оружие теннисиста

  Требования к ракеткам изложены в Приложении 2 действующих Правил.

Для создания ударной поверхности ракетки используется только один комплект струн.

Натягиваются только в одной плоскости.

Могут размещаться на струнах ракетки, но только не в зонах переплетения струн.

Одновременно игрок может использовать только одну ракетку.

Любые источники дополнительной энергии, встроенные в ракетку и влияющие на игровые характеристики, запрещены.

В остальном игроки вольны использовать ракетки любых производителей. Кстати, для игроков экстра-класса создаются ракетки по индивидуальному заказу, с учетом анатомических особенностей и особенностей игры каждого спортсмена.

  Как ведется счет в большом теннисе

В теннисе для ведения счета используют особую систему. Игра в мяч с ракетками, официально появилась в Великобритании, поэтому сохраняет систему подсчета очков, принятую именно в этой стране.

Главной целью матча между двумя теннисистами или двумя парами игроков, является задача перекинуть мяч на сторону противника таким образом, чтобы соперник не смог обить его за сетку. как раз и разделяет корт пополам.

  В большом теннисе используется трехступенчатая система подсчета

Матч делится на сеты, то есть партии.

Каждый сет в свою очередь делится на геймы.

Внутри гейма идет свой подсчет очков.

Каждый гейм начинается с подачи. Право совершать подачу постоянно переходит от одного игрока к другому. Причем подающий игрок может переиграть один раз подачу, если в первый раз мяч от его удара попал за линию подачи или угодил в сетку.

Вторая неудачная подача засчитывается уже в пользу противника. Подающий игрок находится за задней и около центральной линии, то есть разметки, делящей корт вдоль на две равные части.

Первая подача обязательно проводится из позиции, находящейся справа от центральной линии. Затем игрок переходит от центра на другую сторону. Следовательно, мяч при подаче направляется в противоположный по диагонали угол поля противника.

  Что такое гейм

В переводе на русский «game» - просто игра! В начале гейма счет нулевой. Выигранная подача – 15 очков, проигранная – те же 15 очков, но у противника. Вторая подача дает еще 15, а третья 10.

Если у одного игрока 40 очков, а у другого 30 и меньше, то следующий удачный розыгрыш приводит игрока к победе в гейме.

Если счет 40-40, то удачная следующая подача дает преимущество. Игрок с преимуществом побеждает в гейме, если его следующая подача будет выигрышной.

  Сколько геймов в сете

Подсчет очков в сете идет до 6 побед. Однако, если счет 6-5, то еще одной игры не избежать, при счете 7-5 сет завершается, а при счете 6-6 спор разрешается в тай-брейке.

  Тай-брейк – гейм, разрешающий спор

Игра в этом случае будет длиться до того момента, как будет получено преимущество в два очка. Подающий игрок первым совершает одну подачу, противник же имеет право на две.

Смена в тай-брейке происходит через две подачи, первый теннисист, набравший 7, с разницей в 2 очка – победитель. Площадки в тай-брейке меняются после набранных 6 очков.

И самый последний сет в матче играется без тай-брейка.

  Особенности теннисного матча

Матчи могут состоять из трех сетов или из пяти. В первом случае побеждает игрок, выигравший два сета, а во втором – три.

Линии на корте чрезвычайно важны. Подающий игрок, заступивший за заднюю линию, совершает нарушение: играет на другом поле. Линия на теннисном корте считается полем.

Во время подачи мяч можно отбивать только после его отскока от корта, но во время игры мячи отбиваются и в полете. Мяч, попавший в игрока, не засчитывается.

Теннисисту также нельзя касаться телом или ракеткой сетки или стойки и отбивать мяч, находящийся за линией сетки, то есть на поле противника.

  Почему подсчет очков начинается с 15?

Традиционная английская система счета очков в теннисе, по слухам, имеет французские корни. В средневековых французских монастырях такой подсчет был «привязан» к делению суток на 24 часа.

Монахи, наверное, то и дело поглядывали на циферблат часов на башне, чтобы время молитвы или трапезы не пропустить. Игра максимально могла вестись до 60 очков – полный круг циферблата. Четверть часа – 15 минут, то есть очков.

Со временем количество игр в сете сократилось до 6, а неудобное и не очень красиво звучащее числительное «45» заменили кратким и изящным «40». Так теперь и считают: 15-30-40!

  Статистика теннисных матчей – источник ценнейшей информации

Статистика, вообще, наука серьезная и важная. Однако за лесом цифр, чисел и непонятных терминов часто трудно углядеть истину.

Чтобы за пару минут разглядывания статистических данных понять, за счет чего один игрок победил другого в этом конкретном матче, необходимо разобраться в специфике теннисных правил и терминологии.

  Что такое эйс и зачем их надо подсчитывать?

Эйсом теннисисты называют подачу, но не любую, а ту, что прошла навылет. Большое количество очков, полученных от эйсов, свидетельствуют о качестве игры.

Тут два варианта: либо подающий игрок виртуоз «пушечной» подачи, которую невозможно «взять», либо принимающий игрок находится не в лучшей форме.

  Двойные ошибки в игре

Этим термином обозначают ситуацию, когда игрок, совершив неудачную подачу, ошибается и во второй раз. В этом случае объявляется double fault, а игрок проигрывает очко.

Большое количество двойных ошибок свидетельствует о состоянии игрока, как минимум говорит о его волнении.

  Два типа ошибок: вынужденные и невынужденные

Вынужденными называют ошибки, совершенные из-за того, что удар противника был слишком хорош. Такие ошибки считаются «хорошими».

Невынужденные ошибки признаются «плохими», потому что их совершает игрок в момент полного владения мячом.

Кстати, скоростные показатели корта влияют на количество совершаемых невынужденных ошибок, потому что относительно медленные покрытия дают больше времени для подготовки удара, позволяют вовремя успеть в нужную точку. Теннисист меньше «рискует», поэтому и ошибок совершает меньше.

Хотя различные виды невынужденных ошибок отличаются друг от друга. Одно дело, когда игрок без борьбы отдает очко сопернику, другое – если даже самые обидные «ляпы» случаются после серии отличных ударов.

Может, у теннисиста дыхание сбилось в этот момент после активных пробежек туда-сюда по корту, и именно это повлияло на удар, а не общий класс игрока.

В общем, можно сказать, что все, что игрок проиграл, автоматически считается либо виннером соперника, либо невынужденной ошибкой.

Следовательно, статистические данные по количеству розыгрышей, виннеров и невынужденных ошибок дают достаточно полную картину течения матча.

  Роль судей на корте

Высшей инстанцией решения всех спорных вопросов считается главный судья на корте. Его решение обсуждениям не подлежит и является окончательным.

Судья на вышке решает вопросы, касающиеся всего фактически произошедшего на корте во время матча. Если игроки не согласны с решением судьи на вышке, то они имеют право вызвать главного судью.

Судьи на линии и судьи у сетки следят за событиями, происходящими в этих зонах, они принимают решение по зашагу или касанию сетки. Решения этих судей контролируются судьей на вышке.

Главный судья или судья на вышке имеет право прервать игру из-за плохой видимости, неподходящей погоды или неудовлетворительного состояния корта.

Они же следят за соблюдением Кодекса поведения игроков, непрерывностью игры и определяют необходимость электронного просмотра спорного момента игры.

Теннис или большой теннис - вид спорта, в котором соперничают либо два игрока («одиночная игра»), либо две команды, состоящие из двух игроков («парная игра»). Задачей соперников (теннисистов или теннисисток) является при помощи ракеток отправлять мяч на сторону соперника так, чтобы тот не смог его отразить, при этом, чтобы мяч не вылетел за поле игры.

У современного тенниса есть официальное название «лаун-теннис» (англ. lawn - лужайка) для отличия от реал-тенниса (или «жё-де-пом», во французском варианте названия) - более старой разновидности, в которую играют в закрытых помещениях и на совершенно другом типе корта. Теннис является олимпийским видом спорта.

История современного тенниса берёт своё начало во второй половине XIX века. Игра, называвшаяся тогда лаун-теннис, стала развитием более старой игры в помещениях.

Старейший из современных теннисных турниров, Уимблдонский турнир, проводится с 1877 года, а старейшее соревнование национальных сборных, Кубок Дэвиса, ведёт свою историю с 1900 года. Теннис является частью программы Олимпийских игр современности начиная с первых Игр 1896 года, с более чем полувековым перерывом, закончившимся в 1988 году.

Профессиональные спортсмены появились в теннисе, первоначально формально являвшемся любительским видом спорта, в 20-е годы XX века, а с конца 1960-х годов начинается так называемая Открытая эра, в рамках которой все турниры открыты как для любителей, так и для профессионалов

Реал-теннис

Прямым предшественником современного тенниса считается игра в помещениях, до конца XIX века носившая то же название, а в настоящее время известная как реал-теннис, или жё-де-пом (фр. jeu de paume, в буквальном переводе игра ладонью). Жё-де-пом, в который могли играть одновременно до 12 человек, появился в XI веке, по-видимому, в монастырях. Вначале в этой игре, как и в ручной пелоте, мяч отбивали рукой, затем появились перчатки, биты и, наконец, в XVI веке, ракетки и сетка. На это же время приходится пик популярности жё-де-пома, в который играли французские, английские и испанские короли того времени.
В XVI веке практически все французские короли играли в теннис: теннисный зал был оборудован на королевской яхте Франциска I, Генрих II повелел построить теннисный зал в Лувре, а Карл IX в 1571 году, даруя парижским игрокам в теннис и мастерам, изготовлявшим ракетки, право на гильдию, назвал теннис «одним из самых благородных, достойных и полезных для здоровья упражнений, которыми могут заниматься принцы, пэры и другие знатные особы». Одним из любимых занятий был теннис и для Генриха VIII Тюдора, построившего залы для этой игры в Вестминстере и Хэмптон-корте (последний используется по прямому назначению почти 500 лет). Помимо монахов и аристократов, теннис привлекал и простонародье: средневековые университеты строили залы, а горожане играли прямо на улицах. К 1600 году в каждом крупном французском городе было по несколько залов, а в Париже было больше 250 залов и более тысячи открытых кортов; в 1604 году также была сделана оценка, согласно которой в Англии было как минимум вдвое больше теннисных залов, чем церквей.
Тем не менее, на протяжении большей части своей истории теннис оставался игрой избранных. Малое количество участников матча и ограниченное пространство для зрителей не позволили ему стать по-настоящему народным развлечением, и уже через сто лет даже в Париже было всего десять залов для игры в теннис, все в плохом состоянии. Теннисные залы стали приспосабливать для иных нужд, в том числе для выступления театральных трупп, и, согласно «Оксфордской иллюстрированной энциклопедии театра», это предопределило форму будущих театральных залов. Тем не менее с развитием современного тенниса жё-де-пом не прекратил своё существование. Этот вид спорта был представлен на Олимпийских играх 1908 года, а сто лет спустя в мире насчитывалось порядка пяти тысяч его поклонников, на определённом этапе в Великобритании давших своей игре название «настоящего» или «королевского» тенниса, чтобы отличать его от более распространённой новой игры.

Изобретение лаун-тенниса

В настоящее время достоверно неизвестно, кто изобрёл теннис, но, по наиболее распространённой версии, родоначальником игры был майор Уолтер Уингфилд. Он придумал игру для развлечения гостей на приёмах в своем особняке в Уэльсе и в 1873 году опубликовал первые правила игры. Игра получила одновременно два названия: «сферистика» (англ. sphairistike от греч. Σφαιριστική, означающего игру в мяч) и «лаун-теннис» (англ. lawn tennis, букв. теннис для лужаек). В качестве основы он использовал современный ему теннис (в наше время реал-теннис). В игре, придуманной Уингфилдом, также прослеживается влияние набиравшего в те дни популярность бадминтона. Так, первоначально высота сетки между половинами корта составляла, как в бадминтоне, более полутора метров, а счёт шёл до 15 очков в каждом гейме (история изменений в правилах рассматривается в разделе Эволюция правил). В качестве возможных отцов современного тенниса упоминаются также британец Томас Генри Гем и испанец Аугурьо Перера, адаптировавшие игру рэкетс, разновидность тенниса, для травяных газонов в предместьях Бирмингема ещё в 1858 году, а в 1872 году основавшие клуб любителей новой игры. После появления игры Уингфилда Гем разработал правила для своей игры, которую назвал пелотой, а Лимингтонский клуб переименовал также в лаун-теннис.
Предвидя коммерческий потенциал лаун-тенниса, Уингфилд запатентовал его в 1874 году и начал продажу комплектов оборудования и учебников игры (по 15 шиллингов за ракетку, 5 шиллингов за дюжину мячей и 6 пенсов за учебник), но достаточно быстро утратил контроль над распространением игры. Теннис начал стремительно развиваться в Великобритании и США, куда его завезли уже в начале 1874 года. За первый год продаж патентованное лаун-теннисное оборудование также было продано в Канаду, Индию, Китай и русскому императору, но рынок быстро наводнили товары конкурентов.

Появление турниров и национальных ассоциаций лаун-тенниса

Уже в 1875 году разработанные Уингфилдом правила были изменены; новый свод правил был разработан в Мэрилебонском крикетном клубе. В июле 1877 году в Уимблдоне был проведён первый турнир по лаун-теннису, организатором которого был Всеанглийский Клуб крокета и лаун-тенниса (англ. All England Croquet and Lawn Tennis Club). Участники должны были заплатить вступительный взнос в размере одного фунта и одного шиллинга, а зрители платили за билеты по одному шиллингу. Турнир был открыт для всех желающих (всего участвовали 22 человека), приз победителю стоил 12 гиней, и кроме того разыгрывался серебряный кубок ценой 25 гиней. В 1884 году в рамках Уимблдонского турнира были впервые проведены женский турнир (хотя уже за пять лет до этого женщины разыгрывали чемпионат Ирландии) и мужской парный турнир, а в 1913 году к ним добавились соревнования женских и смешанных пар (микст). В 1888 году была основана Ассоциация лаун-тенниса (англ. Lawn Tennis Association, LTA), которая в последующие годы установила сорок три правила игры, многие из которых действительны до сих пор, и утвердила проведение 73 турниров в течение десяти лет.
В 1875 году лаун-теннисные клубы создаются в Шотландии, Бразилии и Индии, а в 1877 году - в Ирландии и Франции. Первый турнир по лаун-теннису в Австралии прошёл в 1879 году. В конце 1870-х годов лаун-теннис начинает развиваться и в России. Первая лаун-теннисная секция была организована при Санкт-Петербургском крикет-клубе. Первый международный турнир в России состоялся в 1903 году в Санкт-Петербурге. Одновременно этот турнир был и первым чемпионатом Санкт-Петербурга.

О популярности тенниса в конце XIX века свидетельствует тот факт, что в 1896 году он был включён в программу Первых Олимпийских игр современности вместе с восемью другими видами спорта. На первом Олимпийском турнире по теннису были разыграны два комплекта медалей - в мужском одиночном и мужском парном разрядах. Четыре года спустя первый комплект олимпийских медалей в истории среди женщин был разыгран именно в теннисном турнире. В рамках этой же Олимпиады прошёл и первый олимпийский турнир смешанных пар. Теннисный турнир проводился в рамках Олимпийских игр до 1924 года, после чего был возобновлён только в 1988 году.

Кубок Дэвиса

В 1899 году у четырёх студентов Гарвардского университета зародилась идея проведения теннисного турнира, в котором участвуют национальные сборные команды. Один из них, Дуайт Дэвис, разработал схему проведения турнира и купил на собственные деньги приз для победителя - серебряный кубок. Первый турнир состоялся в Бруклине, штат Массачусетс в 1900 году, и в нём приняли участие сборные США и Великобритании. Дэвис вместе с двумя другими студентами Гарварда играл за команду США, которая неожиданно победила, выиграв затем и следующий матч в 1902 году. С тех пор турнир проводился каждый год (за некоторыми исключениями), а после смерти Дэвиса в 1945 году получил название Кубок Дэвиса и сейчас является популярным ежегодным событием в мире тенниса. До 1973 года этот турнир выигрывали сборные только четырёх стран: США, Великобритании, Австралии и Франции (однако необходимо учесть, что австралийцы с 1905 по 1919 год выступали совместно с новозеландцами и завоевали за это время шесть титулов).
В 1923 году одна из ведущих теннисисток мира, Хейзел Хочкисс-Уайтмен, в целях популяризации женского теннис учредила командный Кубок Уайтмен, но это соревнование, будучи впервые проведённым между женскими сборными США и Великобритании, так и осталось внутренним делом этих двух команд на всём протяжении своего существования до 1990 года, когда британская сторона объявила о прекращении участия в этом соревновании. Только в 1963 году Международная федерация лаун-тенниса учредила Кубок Федерации - женское командное соревнование, ставшее аналогом мужского Кубка Дэвиса.

Большой шлем

Доминирование США, Великобритании, Франции и Австралии в довоенном мировом теннисе привело к тому, что именно турниры, проводимые в этих странах, стали наиболее престижными. Четыре самых крупных турнира - Уимблдонский турнир, чемпионат США, чемпионат Франции, проходящий с 1891 года и открытый для участников из других стран с 1925 года, и чемпионат Австралии (проводится с 1905 года) - в 30-е годы получили общее название «турниры Большого шлема», позаимствованное из карточной игры бридж. Термин, как указывает сайт Открытого чемпионата США, был пущен в ход репортёром «New York Times» Джоном Кираном в 1933 году, когда австралийский теннисист Джек Кроуфорд выиграл Открытый чемпионат Австралии, Открытый чемпионат Франции и Уимблдонский турнир и вышел в финал Открытого чемпионата США, где ему противостоял британец Фред Перри. Киран писал: «Если сегодня Кроуфорд победит Перри, это будет равноценно выигрышу большого шлема на теннисном корте». В тот год завоевание Большого шлема не состоялось, и первым его обладателем стал Дон Бадж пять лет спустя. По другой версии, в частности, приводимой на официальном сайте Уимблдонского турнира, термин возник после того, как Бадж выиграл все четыре турнира, и его автором является американский спортивный журналист Эллисон Данциг.

Профессиональный теннис

Начиная с 1920-х годов, профессиональные теннисные игроки начали зарабатывать деньги, выступая в показательных матчах перед публикой, которая платила за право смотреть игру. Первой, кто подписал профессиональный контракт на выступления перед публикой, стала чемпионка Олимпийских игр в Антверпене Сюзанн Ленглен. Её турне организовал предприниматель Чарльз Пайл, пытавшийся также заключить контракт с другими ведущими теннисистками мира, Хелен Уиллз и Моллой Мэллори, но не преуспевший в этом. Тогда в качестве партнёрши для Ленглен была ангажирована Мэри Браун, трёхкратная чемпионка США и капитан сборной страны в Кубке Уайтмен, которой к тому моменту было уже 35 лет. Сумма контракта Браун, по одним данным, составляла 30 тысяч долларов, а по другим, 75 тысяч. Пайл также заключил контракт с четвёртой ракеткой Франции Полем Фере и звездой американского тенниса, двукратным Олимпийским чемпионом и обладателем Кубка Дэвиса Винсентом Ричардсом, наряду с ещё двумя менее известными теннисистами. Первый профессиональный теннисный матч в истории состоялся 9 октября 1926 года в Нью-Йорке на крытой арене «Медисон-сквер-гарден», в присутствии 13 тысяч зрителей. В теннисных кругах возникновение профессионального тура было воспринято со смешанными чувствами, вызвав как поддержку, так и резкую критику.
Хотя американский тур Пайла принёс доход, он отказался возобновлять контракты или организовывать аналогичный тур по Европе, ссылаясь на финансовые разногласия с Ленглен. Тем не менее, Винсент Ричардс продолжил дело профессионализации тенниса, создав ассоциацию професиональных теннисистов и организовав первый Чемпионат США по теннису среди профессионалов, прошедший в Нью-Йорке в 1927 году. Ричардс стал и первым чемпионом США среди профессионалов.
Однако Ричардс оказался не столь успешным менеджером, как Пайл, и профессиональный тур перестал приносить доходы, пока в 1931 году к нему не присоединился многократный победитель Уимблдонского турнира, чемпионата США и Кубка Дэвиса Билл Тилден, чьё противостояние с чемпионом США среди профессионалов 1929 года, чехословацким мастером Карелом Кожелугом снова привлекло внимание публики и принесло около четверти миллиона долларов за сезон. Следующим удачным дополнением к списку профессионалов стал в 1934 году Эллсуорт Вайнз, благодаря которому сборы от тура снова составили за год четверть миллиона долларов. В 1937 году Фред Перри, звезда британской сборной в Кубке Дэвиса, перешёл в профессионалы. По классу он был примерно равен Вайнзу, и вместе они собрали за год 400 тысяч долларов. В следующие два года сборы составили 175 и 200 тысяч долларов, причём даже присоединение к туру в 1939 году первого в истории обладателя Большого шлема Дона Баджа не особенно сказалось на уровне доходов.
Большинство выступлений в рамках профессиональных теннисных турне представляли собой не связанные между собой матчи между отдельными игроками; в один вечер проходили несколько таких матчей без определения общего победителя. Но в 1930-е годы в мире сложилась и система профессиональных турниров, параллельная любительской, и теннисисты-профессионалы, помимо участия в турне, также регулярно сходились в таких турнирах по системе плэй-офф. Первые профессиональные турниры в Европе проходили во Французской Ривьере, а в 1931 году большой профессиональный теннис добрался до Парижа. Осенью 1934 года большой профессиональный теннисный турнир впервые прошёл на стадионе «Уэмбли» в Лондоне; это соревнование, вместе с парижским турниром и Чемпионатом США среди профессионалов, определяло лидеров мирового профессионального тенниса в последующие годы, что для профессионалов являлось аналогом любительского Большого шлема.
После Второй мировой войны наметилась тенденция оттока лучших игроков-любителей в профессиональный теннис: так, в 1948 году в профессионалы ушёл только что выигравший с командой США Кубок Дэвиса Джек Креймер, а вскоре за ним последовал сменивший его в сборной Панчо Гонсалес. Продолжили тенденцию обладатели Большого шлема 1951 года в мужских парах Фрэнк Седжмен и Кеннет Макгрегор, пополнив ряды профессионалов в 1952 году.
Креймер, выигравший несколько крупных турниров в начале 50-х годов, стал после этого менеджером профессионального тенниса и начал агрессивную кампанию по вербовке молодых талантов. Важным шагом стало изменение условий контракта участников профессиональных туров: вместо доли в доходах им теперь предлагались гарантированные гонорары: так, Седжмену за сезон была предложена сумма в 75 тысяч долларов, а другому австралийскому теннисисту, Лью Хоуду, 125 тысяч за 25 месяцев. Сформировав группу из ведущих игроков, Креймер в рамках турне в городах, где не было регулярных турниров, проводил турниры по круговой системе, привлекавшие особое внимание зрителей, так как это придавало играм тот элемент соревновательности, которого не хватало отдельным матчам.

Открытая эра. Предпосылки к переходу и появление открытых турниров

В течение 40 лет профессиональный и любительский теннис были строго разделены - как только игрок становился «профессионалом», он не имел более права выступать в любительских турнирах. В 1930 году Ассоциация лаун-тенниса США выдвинула идею открытых турниров, где могли бы участвовать как любители, так и профессионалы, но Международная федерация лаун-тенниса последовательно проваливала это предложение как в этом году, так и в дальнейшем. Фактически, однако, ведущие теннисисты-любители много лет получали деньги за выступления в виде не афишировавшихся бонусов от спонсоров и оплаты фиктивных счетов за проезд и жильё. В 1963 году ведущий британский спортивный обозреватель Брайан Гранвилл писал в «Sunday Times», что теннис перестал быть подлинно любительским спортом как минимум за четверть века до этого. При этом ведущие теннисисты легко расставались со статусом любителей, переходя в профессиональные турне (в частности, в 1960-е годы ряды профессионалов пополнили звёзды австралийского любительского тенниса Род Лейвер и Джон Ньюкомб). В 1967 году было объявлено об организации нового профессионального тура World Championship Tennis (WCT), с менеджером которого заключили контракт, помимо Ньюкомба, такие бывшие любители, как Тони Рош, Клифф Драйсдейл и Никола Пилич. Вскоре после этого контракт с другим профессиональным турне, Национальной теннисной лигой (англ. National Tennis League, NTL) подписал ещё один ведущий любитель, Рой Эмерсон.

Подстёгнутая постоянной утечкой лучших теннисистов-любителей в профессиональные турне, в 1967 году LTA решила наконец положить конец разделению тенниса и уравняла в правах любителей и профессионалов в своих турнирах. Было объявлено, что Уимблдонский турнир 1968 года будет открыт для всех игроков, независимо от их статуса. Примеру Уимблдона в том же году последовали и другие ведущие турниры. Первый открытый турнир прошёл в Борнмуте (Великобритания) в апреле 1968 года, а первыми чемпионами Открытой эры стали австралиец Кен Розуолл и местная уроженка Вирджиния Уэйд. В 1969 году официальная классификация USLTA разделила всех теннисистов на три категории: любители, профессионалы-гастролёры (связанные контрактами на участие в турне) и зарегистрированные профессионалы, имеющие право на участие в открытых турнирах, куда гастролёры по-прежнему не допускались. Эта классификация была принята и Международной федерацией лаун-тенниса. Таким образом было положено начало Открытой эре в современном теннисе, когда все игроки имеют право выступать в любых турнирах.

Формирование туров и борьба между теннисными организациями

Запрет на участие в открытых турнирах и Кубке Дэвиса для профессионалов-гастролёров был снят уже через несколько лет, в 1972 году, но к тому моменту само понятие успело устареть. С началом Открытой эры на смену профессиональным теннисным турне приходят «туры», состоящие из серии международных турниров, проходящих в разных странах. Первыми такими турами у мужчин стали World Championship Tennis (WCT), Национальная теннисная лига (поглощённая WCT уже в 1970 году) и тур Гран-при, организованный ILTF в 1970 году. В это же время усилиями главного редактора журнала «World Tennis» Глэдис Хелдмен и звезды женского тенниса Билли-Джин Кинг был организован и женский теннисный тур Virginia Slims (по названию фирмы-спонсора, производителя сигарет); с 1973 года он проходит под эгидой Женской теннисной ассоциации (WTA), а организацию мужского Гран-при с 1972 года взяла на себя новообразованная Ассоциация теннисистов-профессионалов (АТР), при участии (с 1974 по 1989 год) ITF и организаторов отдельных турниров в рамках так называемого Совета по мужскому теннису (англ. Men’s Tennis Council ). Аналогичная структура при участии WTA и ITF была создана и в женском теннисе после того, как международная федерация наконец признала женский профессиональный тур. В системе, предложенной организаторами туров Гран-при и Virginia Slims, игроки набирали очки в соответствии с местами, занятыми в каждом турнире, а в конце сезона обладатели лучших рейтингов награждались денежными призами. Несколько обладателей наивысших рейтингов также приглашались принять участие в итоговом турнире года, где распределялись дополнительные денежные призы; так, в дополнение к общему призовому фонду в 550 тысяч долларов, распределяемому АТР в 1974 году, в её итоговом турнире Мастерс были разыграны ещё 100 тысяч долларов.

Под контроль менеджеров профессиональных туров не попали турниры Большого шлема, управление которыми продолжала осуществлять ILTF. Конфликт между ILTF и профессиональными турами, с одной стороны, привёл к отсутствию на ряде турниров Большого шлема в начале Открытой эры гастролирующих профессионалов, а с другой, к значительному увеличению призовых фондов этих четырёх турниров. В борьбе за контроль над расписанием турниров включилась и Ассоциация тенниса США, отказавшаяся признавать соглашения между ITF и WCT и организовавшая собственный тур, разыгрываемый в начале сезона в помещениях.

«Битва полов»

В начале 70-х годов женские организации активно лоббировали вопрос о равных денежных призах для теннисистов вне зависимости от пола. В 1970 году первый приз в женском одиночном разряде на большинстве турниров был примерно вчетверо меньше, чем в мужском, и Билли-Джин Кинг и её единомышленницы не были готовы это терпеть. В 1973 году они достигли успеха, когда размер призовых уравняли на Открытом чемпионате США. Эта активность вызывала критику со стороны людей, считавших, что женский теннис нельзя уравнивать в правах с мужским. Рупором этой критики стал Бобби Риггс, чемпион Уимблдона 1939 года во всех трёх категориях и двукратный чемпион США (1939 и 1941 года), профессионал с 1942 года, а в дальнейшем спортивный комментатор. В 1973 году 55-летний Риггс объявил, что мужчины в его возрасте способны справиться с любой из ведущих теннисисток мира и, следовательно, имеют не меньшее право на денежные призы. Его первый показательный матч против Маргарет Корт, казалось, подтверждал его слова: Риггс легко победил 6:2, 6:1. После этого его вызов приняла Билли-Джин Кинг; их матч демонстрировался по телевидению в прямом эфире, и Кинг выиграла его 6:4, 6:3, 6:3. Этот матч помог привлечь к женскому теннису внимание спонсоров, что дало основание предположить, что вся кампания Риггса могла быть подстроена.

В 1974 году, тоже при активном участии Билли-Джин Кинг, была создана командная теннисная лига World Team Tennis, где принимали участие команды, состоявшие из игроков обоих полов. Первый год её проведения был ознаменован конфликтом с Федерацией тенниса Франции, рассматривавшей лигу как конкурента летних европейских турниров и отказавшейся допустить её участников на Открытый чемпионат Франции. Возможно, это не дало завоевать Большой шлем Джимми Коннорсу, который в тот год выиграл все остальные турниры Большого шлема. Спустя 14 лет началось проведение Кубка Хопмана- престижного выставочного турнира национальных сборных, составленных из одного мужчины и одной женщины, проходящего под эгидой Международной федерации тенниса.

Возвращение в программу Олимпийских игр

Уже в 1968 году теннис был снова включён в программу Олимпийских игр, но только как показательный вид, и вопроса о статусе игроков не возникало. Также показательным был теннисный турнир 1984 года, но уже в 1988 году состоялось возвращение тенниса в олимпийскую программу в качестве состязательного вида. Это означало, что в Олимпиадах отныне могут участвовать теннисисты, официально имеющие статус профессионалов, что было невозможно в прежние годы.

Рост влияния игроков

В 1978 году произошло частичное слияние двух главных мужских профессиональных туров: Гран-при и WCT, под эгидой которого осталось только несколько турниров. В условиях отсутствия конкуренции руководство тура Гран-при могло менять сетку турниров и призовой фонд по своему усмотрению. Плотный график турниров, приводящий к травмам и общему истощению, вызывал негативную реакцию игроков.

В 1988 году директор Ассоциации теннисистов-профессионалов Гамильтон Джордан при поддержке ведущих теннисистов, выступавших в одиночном разряде, объявил о предстоящем формировании нового профессионального тура - АТР-тура, в определении политики которого непосредственное участие будут принимать сами игроки; в частности, в турнирную сетку предполагалось ввести восьминедельные каникулы. Идею за короткое время поддержали 85 игроков из первых ста в рейтинге АТР, к ним присоединились организаторы многих крупных турниров, чьи голоса в дальнейшем учитывались при формировании сетки наравне с голосами самих игроков. АТР-тур стартовал в 1990 году.

Распространение тенниса в мире

После начала Открытой эры популярность тенниса в мире, и до того значительная, продолжала расти. К четырём странам - лидерам мирового тенниса (Австралии, Великобритании, США и Франции) начали добавляться новые. Так, с 1974 года, когда ЮАР стала пятой страной, сборная которой завоевала Кубок Дэвиса, его выигрывали команды 11 стран, в том числе Швеция семь раз, Испания пять раз, ФРГ и объединённая Германия трижды и Россия - дважды. Кубок Федерации с начала Открытой эры выигрывали десять разных сборных, в том числе Чехословакия пять раз (и ещё по одному разу Словакия и Чехия), Испания тоже пять раз, Россия четырежды, Италия трижды и ФРГ / объединённая Германия - дважды. Со времени введения профессиональных рейтингов (см. раздел Официальная теннисная иерархия и Международный зал теннисной славы ) первую позицию в мужском рейтинге, помимо американцев и австралийцев, занимали трое шведов, трое испанцев и двое представителей России (а всего представители 11 стран), а в женском по две представительницы Бельгии, России и Сербии (а в общей сложности теннисистки из 11 стран).

Теннисные организации, в особенности Международная федерация тенниса, предпринимают значительные усилия по популяризации игры в мире. Только за 2009 год ITF и Фонд развития Большого шлема инвестировали в развитие тенниса в мире более 3,5 миллионов долларов; ещё более 400 тысяч были пожертвованы фондом «Олимпийская солидарность». Эти организации поддерживали проведение 25 региональных молодёжных теннисных соревнований по всему миру, включая молодёжный чемпионат Африки. Всего за 23 года ITF и Фонд развития Большого шлема вложили в развитие тенниса в мире больше 71 миллиона долларов. ITF также поддерживает собственный цикл из более чем 350 молодёжных турниров, проходящих более чем в ста странах мира. В турнирах юниорского тура ITF принимают участие около десяти тысяч молодых теннисистов. Под эгидой Международной федерации тенниса проводятся 150 турниров в 37 странах для теннисистов в инвалидных колясках.

Эволюция снаряжения и правил

Технические усовершенствования

Современная теннисная ракетка с корпусом из углеволокна

Хотя лаун-теннис обязан своим возникновением появлению резиновых мячей, лучше отскакивавших от травяного газона, чем традиционные матерчатые мячи, набитые шерстью или опилками, в последующие десятилетия оборудование менялось мало. Основные изменения начались только в 1960-е годы, когда начались эксперименты с формой и материалом теннисных ракеток с целью придать ударам бо́льшую силу и точность. Если до 1960-х годов ракетки делались из дерева (первая металлическая ракетка, выпущенная в продажу, была запатентована только в 1953 году Рене Лакостом), в 1967 году в обиход вошли стальные ракетки, за которыми последовало появление ракеток из алюминия, графита, фибергласса и композиционных материалов, в частности, углеволокна.

В 1976 году фирма «Prince» выпустила теннисную ракетку с более длинной и широкой головкой, площадь которой была больше принятых тогда образцов в полтора раза. Площадь была увеличена, чтобы снизить процент промахов мимо мяча, но не запланированным создателями новой ракетки эффектом оказалось значительное увеличение силы удара. К 90-м годам различные модификации профессиональных ракеток имели площадь на 25-60 % больше стандартной. Ракетки новых размеров оказались лучше приспособлены для двуручного бэкхенда, что резко увеличило его популярность. В конце 80-х годов был начат также выпуск ракеток с более толстым ободом, что тоже увеличивает силу удара. Этот тип ракеток оказался востребован среди профессиональных теннисисток и особенно молодых спортсменов, которым ещё недоставало собственной силы. С конца 1970-х годов в первую десятку мирового женского тенниса регулярно попадали спортсменки, не достигшие 18-летнего возраста, в числе которых Трейси Остин, Андреа Джегер, Штеффи Граф, Габриэла Сабатини, Моника Селеш и Дженнифер Каприати. Кроме того, с 1985 по 1990 год на трёх из турниров Большого шлема титул в мужском одиночном разряде завоёвывали самые молодые игроки в их истории: 17-летний Борис Беккер на Уимблдонском турнире, 17-летний Майкл Чанг на Открытом чемпионате Франции и 19-летний Пит Сампрас на Открытом чемпионате США.

Одна из модификаций теннисной ракетки, ракетка с двойной струной, была продемонстрирована в 1977 году. Двойные вертикальные струны, скреплённые вместе клейкой лентой или помещённые в пластиковые трубки, позволяли при низком натяжении наносить не только особенно мощный (за счёт пружинистости), но и сильно закрученный удар. Ведущие игроки мира отказывались играть против непредсказуемых соперников, вооружённых такими ракетками, и в итоге ITF наложила запрет на их использование, мотивируя это тем, что они фактически наносили два удара вместо одного, что запрещалось правилами.

Определённые изменения произошли и с теннисным мячом. Вскоре после внедрения игры Уингфилдом резиновый мяч стали обшивать фланелью. Затем мячи, первоначально бывшие цельными, стали делать полыми и надувать газом. В 1972 году Международная федерация тенниса ввела в обиход жёлтые мячи после того, как исследования показали, что мячи такого цвета лучше видны на экранах телевизоров, и в настоящее время жёлтые мячи используются в большинстве крупных турниров, в том числе с 1986 года на Уимблдоне.

В конце XX века в теннис начали проникать электронные приборы, позволяющие улучшить качество судейства. С начала 1980-х годов на Уимблдонском турнире и Открытом чемпионате США использовалась электронная система «Cyclops», определявшая место касания меча (в пределах корта или за линией). С 1996 года Ассоциация теннисистов-профессионалов, а вслед за ней и другие теннисные организации используют электронный прибор «Trinity», позволяющий определить, коснулся ли мяч сетки при подаче. Ещё одним технологическим нововведением, постепенно нашедшим применение в теннисе, стали видеоповторы. В 2005 году видеоповторы для арбитров были узаконены в играх профессиональной лиги World TeamTennis, а чуть позже в выставочном Кубке Хопмана. В 2006 году технология видеоповторов «Hawk-Eye» стала применяться уже на официальных международных турнирах, в том числе в Открытом чемпионате США

Теннисная мода

Женский теннисный костюм, 1881 год

В первые годы существования лаун-тенниса спортивная форма была довольно неудобной. Так, первая чемпионка Уимблдонского турнира, Мод Уотсон, завоевала свой титул в юбке с турнюром и мужской соломенной шляпе, а ещё раньше женщины играли в костюмах из фланели и саржи, а иногда даже в мехах. Лотти Дод, самая юная чемпионка Уимблдона, уже носила доходившие до середины голени юбки, бывшие частью её школьной формы, а в 1905 году американка Мэй Саттон позволила себе выйти на корт с закатанными рукавами. Тем не менее нижние юбки и корсеты оставались частью женской теннисной формы до Первой мировой войны.

После войны законодательницей теннисной моды стала Сюзанн Ленглен. Другая многократная победительница турниров Большого шлема, Элизабет Райан, однажды сказала: «Все теннисистки должны на коленях благодарить Сюзанн за избавление от тирании корсетов». Благодаря Ленглен в женском теннисе утвердились юбки до колена и короткие рукава. Кроме того, после Ленглен в моду вошли головные платки, а несколько позже Хелен Уиллз ввела в моду защищающие глаза козырьки, подобные принятым в гольфе.

В конце 1930-х годов в женском теннисе шорты начали вытеснять юбки, а в мужском длинные брюки. В последний раз Уимблдонский турнир в длинных брюках удалось выиграть в 1946 году.

Теннисную моду в первые десятилетия после Второй мировой войны во многом диктовал бывший теннисист и теннисный судья, кутюрье Тед Тинлинг. В 1949 году сенсацию вызвало кружевное нижнее бельё Гасси Моран его работы, а позже он проектировал костюмы для Марии Буэно и Мартины Навратиловой.

Эволюция правил

Основы правил и терминологии лаун-тенниса сформировались уже в 1870-е годы, в том числе будучи заимствованными из жё-де-пома:

  • само название теннис (англ. tennis ), по-видимому, произошло от фр. tenez , повелительной формы глагола tenir , «держать». Оно означает, таким образом, «держите!». Этим выкриком игрок в реал-теннис предупреждал соперника, что он собирается подавать. Такое объяснение является господствующим со второго десятилетия двадцатого века, хотя ближе к концу века появилась теория, связывающая название тенниса со старым французским словом, обозначающим ткацкий челнок и его движение вперёд и назад, как это делает мяч в теннисе.
  • ракетка (англ. racquet ) происходит от фр. raquette , которое, в свою очередь, произошло от арабского rakhat , означающего «ладонь»;
  • английский термин deuce (ро́вно ) произошёл от фр. à deux le jeu , означающего «to both is the game» (счёт в игре равный); по другой версии, слово происходит от фр. deux points , означающего, что игроку необходимо выиграть два очка для победы в гейме;
  • англ. love , используемое для обозначения счета «0» (например, «40-love» эквивалентно «40:0»), возможно, произошло от фр. l’œuf , «яйцо», подразумевавшего знак «ноль» в форме яйца;
  • система счёта в геймах «15», «30», «40» произошла от фр. quinze, trente, quarante . Эту систему отсчёта связывают либо с делениями на циферблате часов (где для благозвучия число 45 было заменено на 40), либо с ограничением на ставки в играх, принятым в средневековой Франции, где максимальной ставкой были 60 денье, а промежуточные ставки отсчитывались по 15 денье. Эта система сформировалась не сразу, но вскоре после выхода книги Уингфилда. В то же время, в изначальной версии правил Уингфилдом было предложено использование 15-очковых сетов, что являлось заимствованием из современного ему бадминтона (в настоящее время счёт в сетах в бадминтоне идёт до 21 очка). Традиционная же теннисная система подсчёта очков была возвращена в лаун-теннис вместе с прямоугольной формой корта перед первым Уимблдонским турниром и после того, как истёк срок патента Уингфилда.

Правила, принятые в 1875 году в Мэрилебонском клубе, практически не изменялись на протяжении последнего столетия. Основные изменения делались в целях увеличения привлекательности игры для зрителей и касались системы начисления очков. Так, в середине 1950-х годов в США была предложена сквозная система зачёта очков в сетах с переходом подачи после каждых пяти мячей, позаимствованная Джеймсом ван Аленом из настольного тенниса; при этой системе, получившей название Van Alen Simplified Scoring System (VASSS) , сет выигрывал теннисист, первым набравший 31 очко.

Значительным шагом в направлении сокращения времени игры стало, также по инициативе ван Алена, введение тай-брейка - решающего гейма, разыгрываемого в настоящее время в большинстве турниров при счёте 6:6 в сете. В прошлом сет можно было выиграть только с разницей в два гейма или больше, что приводило к затяжным розыгрышам. Хорошим примером может служить пятый сет матча 2010 года между Джоном Изнером и Николя Маю на Уимблдонском турнире, где решающий сет матча всё ещё играется по старым правилам. Изнер и Маю играли этот сет больше суток с учётом перерыва на ночь (весь матч продолжался 665 минут чистого времени) и закончили его со счётом 70:68 по геймам. Тай-брейк был впервые введён на Открытом чемпионате США в 1970 году после того, как за год до этого на Уимблдонском турнире Панчо Гонсалес и Чарли Пасарелл провели на корте более пяти часов чистого времени в матче, закончившемся с общим счётом 22:24, 1:6, 16:14, 6:3, 11:9, а сквозная система зачёта была предложена ван Аленом после того, как в любительском турнире 1954 года, проходившем в Ньюпорте, соперники сыграли 88 геймов за четыре часа (матч закончился со счётом 6:3, 9:7, 12:14, 6:8, 10:8). Со введением тай-брейка на прочих турнирах такая возможность исчезла, в частности, матч 1954 года в Ньюпорте продолжался бы на 18 геймов меньше.

Ассоциация теннисистов-профессионалов, кроме того, с начала XXI века прилагает дополнительные усилия к превращению матчей в парном разряде в более привлекательные как для зрителей, так и для ведущих игроков в одиночном разряде, используя методы сокращения игрового времени. Так, в июне 2005 года было принято решение о сокращении числа геймов в сете: тай-брейк должен был разыгрываться при счёте не 6:6, а 4:4, а в самих геймах также отменялась игра до разницы в два мяча, и при равенстве 3:3 (или, по старой системе, 40:40) должно было разыгрываться одно решающее очко (так называемая «система без преимущества», англ. no-ad system ). При счёте 1:1 по сетам должен был разыгрываться супертай-брейк до десяти очков (или до разницы в два очка при счёте 9:9). Кроме того, планировалось резервировать значительную часть мест в турнирах пар для теннисистов, находящихся на высоких позициях в одиночном рейтинге. Результатом введённых новшеств стал судебный иск, поданный против руководства АТР ведущими мастерами парной игры во главе с Бобом и Майком Брайанами. В январе следующего года был достигнут компромисс: часть новшеств (помимо супертай-брейка в третьем сете и отмены игры до разницы в два очка в обычных геймах) была отменена. Эти события в прессе получили название «революция пар в АТР». Поначалу новые правила критиковались, как слишком большой вес придающие везению, но со временем выяснилось, что на расстановку в верхнем эшелоне их введение практически не повлияло, при этом привлекая зрителей за счёт большей динамичности в игре.

Помимо системы зачёта очков, в правила со временем были внесены изменения, касавшиеся жеребьёвки. Так, уже в 1885 году было принято правило, согласно которому в каждом круге начиная со второго число участников турнира должно быть кратным двум. Это означало, что часть участников первого круга могут пройти во второй без игры, но дальше у каждого участника будет соперник. Такого правила не было, к примеру, на первом Уимблдонском турнире, и в результате один из полуфиналистов прошёл в финал без игры. Второе усовершенствование, предложенное в том же 1885 году математиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном, более известным в наше время как Льюис Кэрролл, было принято только в 1922 году и состояло в том, что сильнейшие участники разводятся по турнирной сетке с тем, чтобы не встретиться в первых кругах (так называемый «посев» участников).

Развитие техники и тактики игры

Изменения правил и оборудования накладывали за время существования тенниса отпечаток на господствующий стиль игры, технические элементы и тактику. Так, в первые годы после появления лаун-тенниса игроки, включая первого чемпиона Уимблдонского турнира Спенсера Гора, использовали принятую в игре рэкетс подачу сбоку, что было, в частности, обусловлено высотой сетки, в начальном варианте игры поднятой над землёй на полтора метра. Но уже в 1878 году, в ходе второго Уимблдонского турнира, была применена подача сверху, вскоре ставшая общепринятой среди сильных игроков. На этом же турнире появился и один из первых тактических приёмов - свеча. Спенсер Гор исповедовал стиль игры, который в современном теннисе называется «serve-and-volley » (букв. подача и сетка ): после подачи он быстро выдвигался к сетке и в дальнейшем изматывал соперника, «гоняя» его из одного конца площадки в другой, иногда нанося удары по мячу даже до того, как тот пересекал линию сетки (в дальнейшем такие удары были запрещены правилами). Свеча стала противодействием этой тактике: второй чемпион Уимблдона, Фрэнк Хэдоу, раз за разом посылал мяч по высокой траектории над Гором, заставляя его отходить от сетки к задней линии. Помимо тактики игры развивалась и техника. Так, на рубеже веков появилась так называемая американская крученая подача (англ. American twist ), сыгравшая важную роль в победах команды США в первых розыгрышах Кубка Дэвиса.

Постепенно теннис превратился из игры для развлечения в спорт. В 1878 году в газете Гарвардского университета появилась знаковая заметка, с горечью отмечающая отток атлетичных студентов из команд по гребле на лаун-теннисные корты. Ещё один шаг к превращению лаун-тенниса в соревновательный спорт был сделан в Калифорнии, где он стал популярен на военных базах Тихоокеанского побережья США. В Калифорнии в теннис играли на грунтовых и даже цементных площадках со всей страстью и энергией, на которую способны военные. В результате в 1909 году калифорнийская пара Мел Лонг и Морис Маклафлин легко выиграла чемпионат США в парном разряде. Впоследствии Маклафлин дважды становился чемпионом США в одиночном разряде.

В дальнейшем оформились достаточно отличные одна от другой школы теннисной игры, связанные с преобладанием в тех или иных странах специфических типов теннисного корта. В США всё большую популярность приобретали корты с искусственным твёрдым покрытием, в континентальной Европе предпочтение отдавалось грунтовым кортам, а британцы и жители их колоний сохраняли верность травяному газону. На определённом этапе стало ясно, что теннисист, привыкший к одному типу покрытий, часто трудно адаптируется к другому. Это можно было легко увидеть на примере серии матчей между Винсентом Ричардсом и Карелом Кожелугом в конце 1920-х годов: на медленных грунтовых покрытиях доминировал европеец Кожелуг, ведший игру с задней линии, тогда как на быстрых травяных кортах побеждал воспитанник нью-йоркской теннисной школы Ричардс, чьим главным оружием был быстрый выход к сетке.

Превращение тенниса в соревновательный спорт требовало, чтобы игрок мог одинаково успешно играть с обеих сторон. В то же время, большую часть истории тенниса бэкхенд (удар закрытой ракеткой) оставался менее точным и сильным, чем удар открытой ракеткой, хотя были и исключения, такие, как Дон Бадж, превративший свой бэкхенд в атакующее оружие. Пытаясь увеличить силу удара закрытой ракеткой, некоторые игроки при этом держали её двумя руками (в исключительно редких случаях игроки, в частности, ведущий профессиональный теннисист середины века Панчо Сегура, также играли таким образом открытой ракеткой), но этот стиль оставался не слишком распространённым до появления ракеток с увеличенной площадью головки (см. Технические усовершенствования), после чего многие игроки перешли на двуручный бэкхенд.

Континентальная (А) и восточная (Б) хватка

Более мощный удар открытой ракеткой стал возможен за счёт изменения господствующей техники хватки ракетки от так называемых восточной и континентальной, при которых основание указательного пальца располагается на правой или верхней правой грани восьмигранной рукояти ракетки (на иллюстрации слева) , к западной, при которой ладонь фактически подхватывает её снизу. Этот переход стал возможным благодаря постепенному вытеснению травяных кортов с их низким отскоком мяча искусственными во второй половине двадцатого века. Если к началу Открытой эры один из ведущих теннисистов мира Стэн Смит использовал хватку, промежуточную между восточной и континентальной, встречая открытой ракеткой мячи, летящие на уровне пояса, то в конце века Густаво Куэртен, специалист по грунтовым кортам, уже использовал западную хватку, отбивая мяч на уровне груди. Переход от восточной и континентальной хватки к западной и близким к ней также обусловило изменение формы ракетки и уменьшение её веса за счёт использования новых материалов.

Официальная теннисная иерархия и Международный зал теннисной славы

Пит Сампрас и Штеффи Граф

Пит Сампрас и Штеффи Граф дольше всех были первыми ракетками мира

В 1970-е годы мужские и женские профессиональные теннисные ассоциации ввели рейтинг игроков, призванный отражать соотношение сил между теннисистами. С 1973 года, когда начал действовать рейтинг ATP, свыше двадцати мужчин-теннисистов официально побывали в ранге первой ракетки мира. Среди них дольше всего, каждый свыше пяти лет в общей сложности, это звание удерживали (в хронологическом порядке) Джимми Коннорс, Иван Лендл, Пит Сампрас и Роджер Федерер. Первым официально был удостоен этого звания Илие Нэстасе, в общей сложности занимавший первую позицию в рейтинге 40 недель. Звёздные годы Рода Лейвера, единственного в истории мужского тенниса двукратного обладателя Большого шлема, по одному разу как любитель и как профессионал, пришлись на период до 1973 года, и официально первой ракеткой мира он так и не стал. Аналогичный мужскому женский рейтинг был введён WTA в 1975 году. С тех пор первую строчку в нём занимала 21 теннисистка, а Крис Эверт (первая обладательница титула), Мартина Навратилова и Штеффи Граф занимали эту позицию больше пяти лет в общей сложности (Граф - более семи).

В отсутствие объективных критериев трудно назвать лучших теннисистов мира до начала Открытой эры. Подобным критерием могут служить выступления в турнирах Большого шлема, который завоёвывали до начала Открытой эры Дон Бадж и Род Лейвер у мужчин и Морин Коннолли у женщин. Однако история тенниса хранит имена теннисистов, не выигрывавших Большой шлем, но считавшихся выдающимися мастерами ракетки. Так, например, Рой Эмерсон, хотя и не выигрывал Большой шлем, к моменту введения рейтингов был лидером среди мужчин по количеству завоёванных титулов в турнирах, в него входящих (двенадцать побед в одиночном разряде, минимум по две на каждом из четырёх турниров).

Среди составлявшихся списков «лучших теннисистов всех времён и народов» известен, в частности, список, составленный Джеком Креймером. В автобиографии Креймера, вышедшей в 1979 году, были представлены списки лучших теннисистов современности и прошлого по отдельным компонентам игры. В частности, первую подачу он считает лучшей у Элсуорта Вайнза, Панчо Гонсалеса и Билла Тилдена. Лучшим специалистом второй подачи он называет Джона Ньюкомба. Закрытой ракеткой, по мнению Креймера, лучше всего играл Бадж, он же, вместе с Джимми Коннорсом, обладал лучшим приёмом подачи. Обладателем лучшего удара с лёта открытой ракеткой он называет Уилмера Эллисона, а закрытой - Баджа, Фрэнка Седжмена и Кена Розуолла. Свеча, по мнению Креймера, лучше всего удавалась Бобби Риггсу, а удар с полулёта - Розуоллу и Гонсалесу. Креймер также попытался составить общий список лучших игроков. По его версии, такой список возглавил бы либо Бадж, либо Вайнз. За ними он ставил Тилдена, Фреда Перри, Риггса и Гонсалеса. В список в качестве «второго эшелона» были включены также Лейвер, Лью Хоуд, Розуолл, Готтфрид фон Грамм, Тед Шрёдер, Джек Кроуфорд, Панчо Сегура, Седжмен, Тони Траберт, Ньюкомб, Артур Эш, Стэн Смит, Бьорн Борг и Коннорс. Креймер также считал, что французские теннисисты Анри Коше и Рене Лакост, игру которых ему было трудно оценить адекватно, по классу приближались к игрокам этого списка.

Форма и ракетка Моники Селеш в Международном зале теннисной славы

Иерархию теннисистов-любителей в эпоху, предшествовавшую появлению официальных рейтингов, вела газета «Daily Telegraph», спортивные журналисты которой составляли списки десяти ведущих мужчин-любителей с 1913 года, а женщин с 1921 года. Эти списки позже были сведены воедино в «Официальной энциклопедии тенниса», выпущенной Ассоциацией тенниса США в 1981 году, а также в теннисных энциклопедиях под редакцией Бада Коллинза, который сам публиковал аналогичные списки с начала Открытой эры в «Boston Globe». Сводные списки позволяют увидеть, что среди мужчин лучшим шесть лет признавался Тилден и четыре - Коше, а с середины тридцатых годов, когда наметилась тенденция перехода сильнейших любителей в профессиональный теннис, мало кому удавалось занять эту позицию больше чем дважды. В женском любительском теннисе после ухода Ленглен безусловным лидером стала Хелен Уиллз-Муди, занимавшая первую строчку в неофициальной иерархии девять раз.

В 1954 году Джеймс Ван Ален основал при поддержке Ассоциации лаун-тенниса США в Ньюпорте (Род-Айленд) Национальный зал лаун-теннисной славы - музей, расположенный на месте проведения первого Чемпионата США по теннису. В 1975 году музей получил название Международного зала теннисной славы, и первым неамериканцем, внесённым в его списки, стал Фред Перри. В 1986 году Международный зал славы был официально признан Международной федерацией тенниса. В музее находится большое количество экспонатов, запечатлевших историю развития тенниса начиная с XII века, а также галерея великих теннисистов и людей, внёсших вклад в развитие этого вида спорта. К 2007 году в списках Международного зала теннисной славы было около 220 имён, от Уолтера Уингфилда и родоначальников американского тенниса Джеймса Уайта и Ричарда Сирса до Моники Селеш и Пита Сампраса. В 2010 году в число членов Международного зала теннисной славы вошла первая представительница советского и постсоветского тенниса - ей стала Наталья Зверева.

В теннис играют на специальных площадках – кортах. Их размеры строго регламентированы правилами. Длина площадки 23,77 м (78 футов), а полная ширина – 10,97 м (36 футов). Во время парной игры используется вся указанная ширина корта. Игроки одиночного разряда играют по ширине 8,23 м (27 футов). Для обозначения указанной ширины на корте параллельно внешним боковым линиям проведены ещё две боковые линии на расстоянии 1,37 м (4,5 фута) от линий, ограничивающих корт.

Корт разделён посередине сеткой. Высота сетки около столбов должна быть 1,07 м, а посередине корта – 0,91 м. Трос, на котором крепится сетка, не должен быть толще 8 мм. Кромка сетки и ремень, который регулирует её высоту посередине, должны быть белого цвета и не шире 50 мм.

На расстоянии 6,4 м с каждой стороны сетки проведены параллельные ей отрезки, соединяющие внутренние боковые линии. Они называются линиями подачи. От их середины к сетке проведена средняя линия, которая разделяет хавкорт (пространство от сетки до линии подачи) с каждой стороны от сетки на два квадрата подачи.

Задние линии и метки, которые делят их пополам, должны быть шириной 100 мм. Средняя линия – 50 мм. Остальные линии могут иметь ширину от 25 до 50 мм.

Столбы, на которых крепится сетка, устанавливаются на расстоянии 0,91 м от боковых линий. При этом для одиночной игры это расстояние отмеряется от внутренних боковых линий, а для парной – от внешних.

Виды кортов и покрытий

Корты могут быть открытыми и крытыми. Открытые площадки привлекают игроков свежим воздухом и естественным освещением. Однако в дождь на них играть нельзя. Солнце то же не всегда союзник игроков, поскольку может ослеплять одного из них. На крытых кортах такие проблемы отсутствуют. В нашей стране сезон открытых кортов начинается в середине апреля, а заканчивается во второй половине сентября.

Покрытие кортов может отличаться достаточно значительно. Грубо их можно разделить на две группы: естественные и синтетические. Каждая из этих групп делится на подгруппы. К естественным кортам относятся грунтовые и травяные покрытия. Синтетические покрытия гораздо более разнообразны: ковёр, хард, искусственная трава, регупол, терафлекс и т.д.

Грунт

Грунтовые корты достаточно популярны во всём мире. Главным их преимуществом является хорошая амортизация, то есть небольшая нагрузка на колени теннисистов.

Мяч от грунта отскакивает относительно медленно. Кроме того, покрытие в значительной степени влияет на его вращение. Зато доставать мячи на грунте отчасти даже проще, поскольку покрытие позволяет применять скольжение. Этот приём часто используют многие топ-теннисисты.

Также к плюсам грунта можно отнести то, что он позволяет продолжить игру даже в небольшой дождь. На траве или синтетическом покрытии делать это не рекомендуется из-за опасности получить травму.

Акрил (хард)

На таком покрытии проводится большинство самых крупных турниров, благодаря тому, что оно характеризуется стабильным отскоком и долговечностью. Плюсами кортов с акриловыми покрытиями являются практически идеально ровная поверхность и устойчивость к значительным перепадам температур. Именно поэтому акрил применяют для строительства как открытых, так и закрытых площадок.

Тарафлекс

Такое покрытие имеет рельефный верхний слой и прочную внутреннюю стекловолоконную сеть. Основу тарафлекса составляет поливинилхлорид. Корты с подобным покрытием достаточно долговечны, обеспечивают высокий отскок и травмобезопасность. На кортах с тарафлексом проводятся многие профессиональные турниры, в том числе и в России.

Регупол и суприм

Тоже синтетические покрытия, которые используются в основном для проведения любительских соревнований. Отскок мяча от них достаточно комфортен для игроков, а сама поверхность обладает низкой травмоопасностью.

Ковёр

Ковровое покрытие редко используется для проведения профессиональных турниров, поскольку является относительно медленным. Зато для любителей оно вполне подходит. Несомненными плюсами кортов с ковровым покрытием считаются низкие затраты на их строительство и обслуживание.

Словарь тенниса

Кикс (kicks)

Что такое «кикс» в большом теннисе? Как понять термин «кикс»? Что означает сленговое слово «кикс»? Кикс (kicks) – это...


Самое обсуждаемое
Картотека по логопедии на тему: Активная гимнастика для развития мелкой моторики Картотека по логопедии на тему: Активная гимнастика для развития мелкой моторики
Олег белоусов фигурист. Фигуристы-беглецы. Почему звездная пара Протопопов-Белоусова бросила Родину. Олег Протопопов о причинах эмиграции Олег белоусов фигурист. Фигуристы-беглецы. Почему звездная пара Протопопов-Белоусова бросила Родину. Олег Протопопов о причинах эмиграции
Джеймс Конноли «Первый олимпийский чемпион Джеймс Конноли «Первый олимпийский чемпион


top