Гимнастика происхождение. Спортивная гимнастика. Спортивная гимнастика: история возникновения в России

Гимнастика происхождение. Спортивная гимнастика. Спортивная гимнастика: история возникновения в России

История возникновения гимнастики в России берет свое начало несколько столетий назад. За это время менялась методика занятий, система этого вида спорта, его популярность у населения.

Неизменным на протяжении многих лет, пожалуй, осталось только одно - несомненное лидерство российских гимнастов на мировой арене.

Что такое гимнастика?

Существует два мнения о том, как переводится это слово с греческого языка. В первом варианте оно произошло от «gymnazo» - «тренирую», «упражняю». Вторая версия утверждает, что имя популярному сегодня виду спорта дало слово «gumnos» - «голый». Это объясняется тем, что в Древней Греции, откуда и берет начало история возникновения и развития гимнастики, принято было проводить телесные упражнения в обнаженном виде.

Этот вид физической культуры включает в себя занятия по совершенствованию таких человеческих способностей, как ловкость, выносливость, пластичность. С начала истории возникновения гимнастика направлена на укрепление организма и поддержание его в тонусе.

Принято выделять несколько направлений этого вида спорта:

1. Спортивная гимнастика. Она включает в себя акробатику, легкую и тяжелую атлетику, художественную гимнастику.

2. Оздоровительная гимнастика. Она разделяется на общую, развивающую двигательную активность; гигиеническую, направленную на укрепление иммунитета и тонуса организма; атлетическую, повышающую выносливость; ритмическую, содержащую хореографические элементы.

3. Прикладная гимнастика также имеет 4 разновидности. Лечебная - поддержание здоровья больного. Комплекс упражнений назначается лечащим врачом. Военно-прикладная - используется в вооруженных силах. Она помогает солдатам приобрести и закрепить навыки, применяемые во время военных действий. Спортивно-прикладная - применяется для тренировки профессиональных спортсменов. Профессионально-прикладная - включает комплекс упражнений, способных повысить профессиональные навыки сотрудников.

Древняя Греция

Рассказать кратко об истории возникновения гимнастики не удастся, так как история эта длинная и насыщенная различными важными событиями. А началась она в Древней Греции. Уже в 8 веке до нашей эры сложилось несколько направлений этого вида деятельности.

Началом истории возникновения и развития спортивной гимнастики можно считать первые в мире Олимпийские игры. Древние спортсмены соревновались в беге, прыжках, борьбе. Кстати, Олимпийские игры в Древней Греции впервые проводились в 776 году до нашей эры.

Вторым важнейшим направлением гимнастики было поддержание физической формы солдат, приобретение ими навыков, необходимых для ведения военных действий. Переломный момент в истории возникновения и развития гимнастики наступил с падением Римской империи. Это была эпоха образования варварских королевств, кровавых войн, передела территорий. Поэтому вопросы физической культуры тела были отложены в долгий ящик.

Возрождение культуры тела в Средневековье

Второй этап в истории возникновения гимнастики настал в эпоху Средневековья с развитием такого общественного направления как гуманизм. Его последователи проповедовали ценность личности, право человека самостоятельно формировать смысл и обустройство своей жизни.

На фоне гуманизма в 18 веке возникло новое направление педагогики - филантропия. Приверженцы этого течения занимались всякого рода благотворительностью и заботой о ближнем. Они создавали школы - филантропины, в которых много внимания уделялось физическому воспитанию, то есть гимнастике.

Гимнастические системы

На рубеже 18 и 19 веков устойчиво сформировались 4 гимнастических системы: немецкая, французская, шведская и сокольская. Возникновение таких движений было обусловлено не только просветительской, но и государственной потребностью. Укрепление военных формирований в странах Европы требовало значительных пополнений рядового состава.

Однако, чтобы не нанести ущерб экономическому развитию государств, подготовке солдат не уделялось достаточно времени. Поэтому тренировка выносливости, закалка организма, приобретение определенных физических навыков начинались еще в учебных заведениях.

Автором первой гимнастической системы считается филантроп И.Г. Гутс-Мутс. Она была разработана в Германии, но успешно адаптировалась и для использования в других государствах. Немецкая методика физического воспитания была дополнена многими другими деятелями. Наибольший вклад в нее внесли И. Г. Фихте, Ф. Л. Ян, К. Ф. Фризен.

Офицер испанской армии Ф. Аморос стал создателем французской гимнастики. Примечательно, что, согласно его методике, преподаватель физического воспитания должен был владеть и такими предметами, как психология, анатомия и даже музыка.

Его книга «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию» на долгое время стала основой занятий по физической культуре во многих школах Франции.

Шведская гимнастика, разработанная П.Х. Лингом, основывалась на повторе оптимально организованных упражнений. Именно это, по мнению автора методики, способствовало укреплению организма. Он также выделял педагогическую, военную, медицинскую, эстетическую гимнастику.

Разработка сокольской гимнастики принадлежит чеху М. Тыршу. Основной его целью было заменить распространенную в Чехии немецкую гимнастику, которая, по его мнению, ассимилировала чехов.

Физкультура в Российской империи

История возникновения гимнастики в России началась в эпоху Петра Великого. Однако следует заметить, что телесные упражнения были не чужды и для жителей Древней Руси. Подтверждением тому являются различные соревнования, устраиваемые во время народных празднеств. Это были кулачные бои, лазания на столб, бег и прыжки.

Как и во многих европейских государствах, история возникновения гимнастики в нашей стране берет свое начало в военных структурах. Петр Первый установил для своих потешных полков преодоление полосы препятствий. Он также ввел физическую подготовку в других родах войск.

Великий полководец Александр Суворов занимался разработкой методики для физической подготовки солдат. Он стал автором «Полкового учреждения», где и описал свои разработки. Методика эта основывалась на осознанном подходе каждого солдата к ведению боя.

После в России начала использоваться немецкая система, но эффективности это не принесло, поэтому она в скором времени сменилась французской. Но и эта методика не нашла последователей, и занятие физкультурой стало проводиться на шведский манер. Ни одна из этих систем не прижилась в России, и постепенно занятия гимнастикой потеряли интенсивность.

Петр Лесгафт

О физическом воспитании вновь вспомнили лишь в середине 19 века. Тогда приняли решение о введении определенных правил по обучению гимнастике в войсках. Но из-за отсутствия квалифицированных в данном вопросе преподавателей желаемого эффекта в подготовке военных не последовало. История возникновения гимнастики (атлетической и спортивной) претерпевала не лучшие времена вплоть до начала 20 века.

Создателем русской системы физического воспитания стал Петр Лесгафт, опубликовавший «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В основе его методике было утверждение о том, что телесные упражнения способствовали интеллектуальному развитию человека посредством овладения собственным телом. В этом его система перекликалась с постулатами, заложенными Суворовым.

Создание гимнастических обществ

В истории возникновения спортивной гимнастики в России значительную роль сыграло распространение спортивных организаций. Они образовывались по всей стране и охватывали все слои населения. Следует отметить, что данные общества применяли различные гимнастические системы, но наибольшее распространение получила сокольская методика.

Первые общества появились в 70-х годах 19 столетия. Официальное их утверждение произошло не сразу. Правительство опасалось, что вместо спортивного направления, деятельность данных кружков будет носить политический характер и сеять смуту среди населения, как произошло во многих других государствах.

Первым утвержденным кружком стало «Русское гимнастическое общество», образованное на базе немецкого клуба «Пальма». Эти организации проводили соревнования и готовили первых профессиональных спортсменов.

Гимнастика в СССР

После октябрьской революции в корне изменились взгляды на образование молодежи. Началась активная борьба с безграмотностью. Больше внимания стало уделяться и физическому воспитанию. Также началась подготовка резервов Красной армии, в которой значительное место выделялось гимнастике.

С 1926 года в образовательных учреждениях появляется новый предмет - физическая культура. Основой этой дисциплины стала гимнастика. Также начали образовываться институты физкультуры, которые занимались разработкой новых методик и подготовкой квалифицированных в этой области преподавателей.

Еще одно важное событие произошло в 1929 году. На научно-методической конференции эту дисциплину разделили на отдельные направления. Появилась акробатика, спортивная и художественная гимнастика.

История возникновения комплекса ГТО

В 1931 году был введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». ГТО включал системы нормативов, основной дисциплиной в нем стала гимнастика. Он просуществовал до 1991 года, когда Советский Союз прекратил свое существование.

Успешно сдавшим нормативы гражданам вручались нагрудные значки. Они изготавливались из золота, серебра и бронзы. Требовалось выполнить целый ряд упражнений: бег, прыжки, плавание, подтягивание, стрельба. Призерам, выполнившим определенный комплекс упражнений, присваивался разряд и звание мастера спорта.

Массовый вид спорта

С началом введения ГТО гимнастика в СССР становится массовой. Популяризации в особой степени способствовали различные гимнастические выступления. Их проводили во время праздников и фестивалей, на открытиях спартакиад и Игр доброй воли.

Кроме популяризации гимнастики эти выступления преследовали и другие цели. Они показывали всему мировому сообществу спортивность нации, патриотизм и сплоченность советских людей.

В это же время начинается история возникновения художественной гимнастики в СССР. В 1934 году открылась «Высшая школа художественного движения» при Ленинградском государственном институте физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. Именно там художественная гимнастика впервые появилась обособлено от других направлений этого вида спорта. Обучение в школе проводили лучшие специалисты того времени. Именно они сформировали основные правила и техники этого исключительно женского вида спорта.

В 1937 году в истории возникновения гимнастики в нашей стране произошло еще одно важное событие. Спортсмены Советского Союза впервые участвовали в международных соревнованиях. Это произошло в Антверпене на третьей рабочей Олимпиаде.

Спорт и Великая Отечественная война

Несмотря на сложные для страны времена, развитие гимнастики продолжалось. Соревнования по этому виду спорта устраивались в СССР в 1943, 1944 и в 1945 году. Кроме того, физическая подготовка советских солдат сыграла важную роль в победе над фашистскими захватчиками.

После Великой Победы, на Красной площади был организован парад физкультурников. Для подготовки к нему были задействованы колоссальные кадровые ресурсы, что в очередной раз стимулировало популяризацию гимнастики в СССР.

В послевоенные годы началось восстановление спортивных сооружений. Также возобновилось проведение соревнований. В 1948 году вышло Постановление ЦК о развитии физической культуры в стране. Оно также было направлено на повышение уровня подготовки спортсменов.

Это был переломный момент для советской гимнастики. Если прежде этот вид спорта был направлен на оздоровление и поддержание физической культуры населения, то теперь он стал привилегией профессиональных спортсменов.

Основной упор был сделан именно в направлении повышения квалификации будущих чемпионов. Таким образом, гимнастика перестала быть спортом, доступным для масс.

ФИЖ

Международная федерация гимнастики (ФИЖ) была образована в 1881 году. Изначально она охватывала только страны Европы, но позже и другие части света присоединились к этому сообществу.

СССР вошел в ФИЖ в 1949 году и с этого момента советские спортсмены стали официально принимать участие в мировых чемпионатах. В 1952 году они впервые выступили на Олимпийских играх. С этого времени советские, а потом и российские гимнасты, прочно утвердились на позициях лидеров.

СССР сыграл не последнюю роль в развитии художественной гимнастики. История возникновения этого направления началась в нашей стране, и после Олимпиады в Москве, в 1980 году, для него произошел решающий поворот. Международный олимпийский комитет включил художественную гимнастику в Олимпийские игры.

Гимнастика в России сегодня

В настоящее время в России возрождается гимнастика в качестве массового вида спорта. А российские спортсмены продолжают завоевывать пьедесталы на международных соревнованиях. Среди них абсолютные чемпионы Олимпийских игр, абсолютные чемпионы мира и рекордсмены.

Также следует отметить колоссальную научно-исследовательскую деятельность, посвященную гимнастике. Это играет огромную роль в подготовке спортсменов.

Федерация спортивной гимнастики России была образована в 1991 году. Эта организация уполномочена представлять интересы наших спортсменов на мировой арене. Также под контролем Федерации происходит образование региональных гимнастических школ, проведение юниорских соревнований. Так происходит подготовка будущих спортсменов и победителей.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Гимнастика как одно из средств физического воспитания имеет многовековую историю. Гимнастические упражнения были известны еще за 3000 лет до нашей эры в древнем Китае и древней Индии, где они использовались в лечебных целях. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая содержала различные виды физических упражнений – легкую атлетику, плавание, кулачный бой, борьбу и другие.

Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от слова «гимнос» – нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). Другие связывают происхождение «гимнастики» со словом «гимназо» – упражняю, а у третьих оно получает дополнительное толкование – упражняю, тренирую. По С.И.Ожегову: «гимнастика – совокупность упражнений для физического развития организма».

Афинская система воспитания ставила своей целью гармоничное развитие ребенка. «Вся жизнь человека нуждается в гармонии и ритме» – писал Платон. До семи лет детям предлагалось воспитание в доме родителей, а после этого их посылали «к учителю гимнастики, чтобы таким образом приспособить их тела к мужественной жизни, и чтобы благодаря телесной слабости у них не появлялось малодушие во время войны или в каких-либо других случаях». Древнегреческий философ Сократ считал, что «образ жизни свободного человека» немыслим без занятий гимнастикой. «Было бы безобразием», – писал он, – «по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Большое внимание уделял гармоническому развитию ребенка другой философ античного мира – Аристотель. Он утверждал, что у человека имеется три вида души – растительная, животная и разумная, и развитию их соответствует физическое, нравственное и умственное воспитание в гармоническом единстве. Аристотель писал, что мальчиков должны, прежде всего, отдавать в руки учителей гимнастики, которые приведут в надлежащее состояние их организм и будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой. Но в то же время он предупреждал, что не все упражнения полезны детям. В частности, «атлетические (силовые) упражнения калечат фигуру детей и мешают их естественному росту». И, кроме того, «постоянные тяжелые упражнения, – считал он, – обращают детей в своего рода диких животных, а в воспитании первую роль должно играть прекрасное».

Древние римляне тоже внесли свою лепту в «греческую гимнастику». Они ввели такие снаряды, как деревянный конь, стенка, заборы, лестницы и другие снаряды для лазанья. Таким образом, уже в древние времена средства гимнастики были очень разнообразными и применялись с различной направленностью.

В процессе перехода к новой экономической формации – феодализму – гимнастика была забыта. Изменился идеал человека. Если раньше понятие «аскетизм» означало «победу в физических упражнениях», то в середине века «аскетами» называли людей, отрицающих физическую культуру, презревших тело и закаляющих дух. Под влиянием теологического учения во всех учебных заведениях отменились занятия физическими упражнениями, а детские игры, отвлекающие от размышлений, признали источником греха.

Возродившись в эпоху ренессанса, во всех крупных странах почти одновременно стали создаваться системы физического воспитания. Гимнастика легла в основу этих многочисленных систем, поскольку именно она давала возможность тренировать различные части тела, обучала конкретным движениям и навыкам, а также больше всего соответствовала способу ведения боя в те годы. Гимнастика лучше других средств физического воспитания готовила людей к четкому выполнению команд, синхронности и одновременным действиям.

Родоначальники немецкой системы физического воспитания Г.Фит и И.Х.Гутс-Мутс своими трудами создали базу для ее дальнейшего развития. Заслуга Г.Фита заключалась в том, что он подверг теоретическому анализу все физические упражнения. И.Х.Гутс-Мутс большое внимание уделял форме движения. Он разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах. Особенностью немецкой системы было то, что в ней не придавалось большого значения так называемой чистоте выполнения упражнений на снарядах, то есть гимнасты не следили за правильным положением рук, ног, головы. Комбинации не применялись. Тем не менее, снарядовая гимнастика положила начало спортивным видам гимнастики.

Основателями шведской системы явились П.Линг, а затем его сын Я.Линг. По мнению П.Линга, единственной задачей гимнастики являлись оздоровление и укрепление организма. В основу классификации физических упражнений он положил анатомический признак, то есть каждое упражнение предназначалось для какой-нибудь части тела: рук, ног, брюшного пресса, спины, плеч. Применялись упражнения для улучшения сердечной деятельности и дыхания, а также успокаивающие упражнения, главным образом «на равновесие». Все виды гимнастики П.Линг разбил на четыре группы: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую. Основной он выделял военную гимнастику, остальные виды П.Линг считал подготовительными или дополнительными к ней. Я.Линг разработал схему урока, подобрал и систематизировал упражнения, ввел для занятий специальные снаряды, выдвинул ряд методических положений. Существенным признаком упражнений шведской гимнастики была их симметричность и прямолинейность. Точному положению рук, ног и туловища уделялось исключительное внимание. Противники этой гимнастики называли ее гимнастикой поз, а не движений. Шведская гимнастика положила начало развитию различных видов гимнастики, включая индивидуальные системы.

Большая заслуга в создании французской системы физического воспитания принадлежала Ф.Аморосу и его последователям. Ими была составлена система гимнастических упражнений военно-прикладного характера. Они считали, что лучшие гимнастические упражнения – это те, которые образуют навыки, необходимые в жизни, особенно в военных условиях. Ф.Аморос включал также в свою гимнастику подготовительные упражнения, танцы и ручной труд, но при этом они не рассматривались как основные. Дальнейшее развитие его идей положило начало прикладному направлению в гимнастике.

В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась лишь в конце XVIII века и только к середине XIX века получила широкое признание. Анализируя физическое воспитание Древней Греции, русский ученый-анатом и педагог П.Ф.Лесгафт ссылался на Аристотеля и его современников, говоривших, что под влиянием физических упражнений, кроме улучшения жизнедеятельности организма, тело человека становится симметричнее и красивее, движения изящнее и грациознее. Создавая свою систему физического образования, он подверг критическому анализу системы физического воспитания в других странах и в то же время не умалял значения гимнастики, а работал над созданием научно обоснованной системы физического образования с широким применением гимнастических упражнений.

В конце XIX века стали создаваться международные спортивные федерации (МСФ). С самого начала в их функции входило и по-прежнему входит развитие не только спорта высших достижений, но и «спорта для всех». В числе первых в 1881 году была образована Международная федерация гимнастики (ФИЖ). Современная структура ФИЖ состоит из олимпийских, неолимпийских и массовых видов гимнастики в рамках программы «гимнастика для всех». Олимпийские виды гимнастики включают в себя следующие спортивные дисциплины: мужская и женская спортивная гимнастика, прыжки на батуте, художественная гимнастика. К неолимпийским видам гимнастики относятся спортивная аэробика, прыжки на акробатической дорожке и спортивная акробатика.

Современный этап в развитии гимнастики характерен пересмотром отношения к ней как к средству лишь спортивного совершенствования, ориентированному на стремление к высшим достижениям на международной арене. В настоящее время Международная федерация гимнастики, помимо спортивной работы и проведения международных соревнований, проводит усиленную работу по агитации и пропаганде гимнастики с широким использованием показательных выступлений, многодневных турне сильнейших команд. Большое внимание, средства и усилия ФИЖ направляются на проведение мировых гимнастрад в рамках программы «гимнастика для всех». Эта программа основана на богатейшем материале разных направлений гимнастического спорта и предназначена для вовлечения в него большого числа занимающихся.

Многообразие гимнастических упражнений и накопленный опыт их применения для решения различных педагогических задач с учетом профиля занимающихся послужили основой для выделения относительно самостоятельных видов гимнастики. На Всесоюзной научно-практической конференции в 1984 г. была утверждена следующая классификация: образовательно-развивающие, оздоровительные и спортивные виды гимнастики.

Образовательно-развивающие виды гимнастики включают в себя основную гимнастику (для дошкольников, школьников, студентов учебных заведений систем среднего и высшего профессионального образования), профессионально-прикладную (подчиненную профессиональной, военной или спортивной ориентации занимающихся), женскую (основная гимнастика с учетом особенностей женского организма), атлетическую (гимнастика в основном силового характера, преимущественно для мужчин). Эти виды гимнастики применяются в целях всестороннего, гармоничного физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций.

К оздоровительным видам гимнастики относятся виды гимнастики в режиме дня (бытовые и производственные формы): утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), вводная гимнастика в школе, физкультпауза и физкультминутка, ритмическая, а также лечебная гимнастика (корригирующая, восстановительная и др.). Основное предназначение этих видов гимнастики – укрепление здоровья, улучшение самочувствия, повышение активности в общественной и производственной сферах деятельности.

Спортивные виды гимнастики включают в себя спортивную и художественную гимнастику, а также спортивную акробатику. В этих видах гимнастики, развивающихся как виды спорта, основной задачей является интенсивное развитие физических и волевых качеств, овладение сложной техникой упражнений, участие в соревнованиях с целью демонстрации высокого спортивного мастерства.

Сохраняя общую направленность гимнастики в целом, указанные виды отличаются друг от друга частными задачами и назначением, специфическими упражнениями и методическими приемами. Они применяются исходя из конкретных задач, стоящих перед контингентом занимающихся с учетом их половых, возрастных и индивидуальных особенностей.

Учитывая то, что в последние годы понятие «здоровый образ жизни» становится все более актуальным, а государство разрабатывает массу программ по развитию спорта «для всех», можно сделать некоторые предположения о тенденциях развития гимнастики в ближайшем будущем. Роль оздоровительных видов гимнастики в жизни людей всех возрастных групп с течением времени неуклонно растет. Образовательно-развивающие виды гимнастики будут играть важную роль в физическом и эстетическом воспитании людей, в трудовой и учебной деятельности, воинской службе. Спортивным видам гимнастики будет соответствовать процесс дальнейшего усложнения элементов и комбинаций, качества их исполнения и артистизма, а также стремление спортсменов к достижению все более высоких результатов.

В последнее время гимнастика трансформируется в новые ее разновидности: танцевальная, мужская художественная, семейная, гармоническая гимнастика, чирлидинг, euro team и т.д. Они не требуют от занимающихся особых способностей и высокого уровня развития физических качеств, не связаны с большими тренировочными нагрузками, присущими спорту высших достижений, а поэтому более доступны для широких масс населения. Это дает возможность занимающимся избрать тот вид, который отвечает интересам и склонностям каждого, что создает благоприятные условия для вовлечения различного контингента людей в систематические занятия гимнастикой. Базируясь на спортивных видах гимнастики, ее новые разновидности ориентируются не только на спорт, но и на возможность участия гимнастов в праздниках, фестивалях, показательных выступлениях, тем самым значительно расширяя арсенал своих средств. Зарождение новых видов гимнастики связано с синтезированием упражнений в новые формы. Процесс интеграции обычно сопоставим с понятиями «синтез», «ассимиляция», «сближение», «взаимопроникновение», предполагающими неизбежное преобразование разобщенных ранее элементов в единую целостную систему.

Эстетическая гимнастика – синтетический вид спорта (в основе – художественная гимнастика, танец, акробатика), который, прежде всего, решает общие задачи физического развития: укрепление здоровья, развитие силы, выносливости, совершенствование двигательной координации воспитание морально-волевых качеств и т.д. В сочетании с физической нагрузкой эстетическая гимнастика решает и специальные задачи: умение передавать общий характер музыки в движении и придавать движениям различную эмоциональную окраску, целостность, слитность, свободу, изящество. Она воспитывает культуру чувств и движений. Это групповой вид гимнастики, где ценятся синхронность исполнения, отточенность и согласованность движений, красота перестроений и использование пространства, создание неповторимого образа и идеи танца. Эстетическая гимнастика – новое направление в гимнастическом спорте, основанное на теории физического и художественно-эстетического воспитания, – в настоящее время переживает период становления, хотя ее выразительные средства применялись уже давно.

Безусловно, эстетическая гимнастика имеет «генетическую связь» с художественной гимнастикой, но спорным остается вопрос: «Что сначала, и что потом?». В годы «младенчества» художественная гимнастика, не обремененная виртуозным манипулированием предметами, являла собой пример подлинной художественности и эмоционально-выразительного движения, черты которой отчетливо обнаруживаются в современной эстетической гимнастике. Поэтому вопрос о «первородстве» и иерархических отношениях двух гимнастик остается нерешенным. Несомненно, истоки эстетической гимнастики у нас в стране тесно связаны с историей развития художественной гимнастики и деятельностью людей, работавших над пластикой и выразительностью человеческого тела. Эти два взаимосвязанные и в то же время противоположные направления в гимнастике отражают особенности временных процессов окружающего мира и выражены парами таких категорий, как расчлененность и единство, повторность и обновление. С одной стороны, по Екклезиасту, – «все повторяется», «что было, то и будет», а с другой, по Гераклиту, – «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «ничто не повторяется в точности». Сочетание этих двух противоречивых и взаимодополняющих тенденций образует диалектическую спираль.

Чтобы лучше понять истоки эстетической гимнастики, необходимо обратиться к историческому материалу, анализируя тенденции и эстетические закономерности хореографии прошлых лет. На протяжении всей истории – от танца «модерн» до современных Олимпийских игр – утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль советских и российских гимнасток, проявляющийся в гармоничной пластике, гибкости, выразительности рук, апломбе корпуса. Основы этого стиля закладывает хореографическая подготовка, основанная на традициях классического балета, который является источником многих форм прыжков, поворотов, равновесий.

Однако основательница художественной гимнастики Айседора Дункан (1878-1927) была противницей классического балета, отрицая его каноны и условности, где в то время различные человеческие переживания передавались условными механическими жестами, которые выражались в заучивании искусственных, раз и навсегда установленных положений рук. Глашатай свободного танца, она внесла новые идеи и формы, пытаясь разработать некую систему перевода музыкальных образов в пластические. Пластика А.Дункан состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков, выразительных жестов.

С годами, взяв ориентир на Олимпийские игры, художественная гимнастика спортифицировала свои задачи, развивая больше спортивный компонент, чем художественный. Неизбежный, объективный процесс усложнения спортивной техники существенно изменил содержание и формы художественной гимнастики. Некогда ее специфичные элементы пластики, волны и взмахи, потеряли свою актуальность. И, как реакция на постоянно усложняющуюся технику, возникает повышенный интерес к «ретро», гимнастике прошлых лет, романтизму, простым и жизнерадостным формам. Пластические образы, напоминающие раннюю художественную гимнастику, в последние годы демонстрирует ансамбль девушек, выступающих по программе эстетической гимнастики. Органическая связь с музыкой, динамичность и целостность движений, естественные формы бега, прыжков, ходьбы, поворотов в сочетании с непрерывной работой корпуса придают особую прелесть выступлениям исполнительниц.

В настоящее время творчество А.Дункан и ее последовательниц переживает второе рождение. И речь идет не только о пластических формах, актуальных в эстетической гимнастике, но и о импрессионистическом методе. Истоки будущего художественного направления следует искать за пределами балета. А.Дункан не случайно была одной из первых, кто бросил вызов академическому балету. Это было предопределено идеями Франсуа Дельсарта (1811-1871) и его последователей, среди которых заметное место занимал Эмиль Жак Далькроз (1865-1950).

Ф.Дельсарт не успел зафиксировать свою систему, но его ученики собрали уцелевшие мысли, записанные им на обрывках бумаги, переплетах книг. Он писал: «Нет ничего хуже, чем жест, когда он не оправдан», или «Лучший жест, может быть, тот, которого не замечают». Его работы легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания пластического направления в гимнастике. Ф.Дельсарт пытался установить взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой, то есть случайному, беспорядочному жесту он предпочитал непроизвольный, но подсказанный эмоциональным состоянием человека. Все движения были им систематизированы по принципу их соответствия определенному чувству – радости, горя, ненависти и т.д. Им было создано множество упражнений, получивших название «выразительной гимнастики», которые пришли на смену механическим движениям. Для точности Ф.Дельсарт сверял все движения, жесты и позы по изображениям классической живописи и скульптуры, а также изучал структуру каждого движения в связи, как сказали бы мы теперь, с биомеханикой человеческого тела. Говоря иначе, он изучал закономерности внешнего проявления чувства.

Учение Ф.Дельсарта никак не было связано с искусством музыкально-пластического выражения. Эту задачу осуществил Э.Ж.Далькроз, соединивший систему выразительного жеста Ф.Дельсарта с новой областью художественного творчества – музыкой.

В основу своей системы Э.Ж.Далькроз положил учение о ритме как синтезирующем элементе органического слияния музыки и пластики. Он писал: «Ритм музыки и ритм в пластике соединены между собой теснейшими узами. У них одна общая основа – движение». Э.Ж.Далькроз предлагал создавать пластические копии музыкального ритма, который он отторгнул от самого главного – эмоционально-образного содержания музыки. Его система предназначалась для занятий с музыкантами – для развития слуха и чувства ритма, используя терминологию «далькрозовцев» – «сольфеджио для тела». Он попытался осуществить идею нового синтеза двух искусств на основе общей для них эстетической закономерности – ритма. «Эвритмическое» учение Э.Ж.Далькроза – это ни что иное, как попытка стереть эстетические границы, будто бы мешающие слиянию двух искусств.

Так историческая работа, проделанная Ф.Дельсартом и Э.Ж.Даль-крозом, привела к возникновению нового отношения к музыке, которое наиболее ярко и талантливо проявилось в творческой практике А.Дункан. Она, по словам А.В.Луначарского, умела по-новому сочетать хореографию и музыку. Эта новизна заключалась в импрессионистическом отображении музыкального настроения в танцах.

Начало XX века для А.Дункан – время надежд, возлагавшихся на реставрацию эллинской культуры, на ее синкретический характер и изначальную связь с природой. В понимании А.Дункан, человек – это частица природы и он должен проявлять себя в окружении этой природы раскованно и свободно. Поэтому неудивительно, что идеи и лозунги артистки о «свободном» танце и «раскрепощенном» теле были восприняты многими деятелями русской культуры как откровение, а танцы – как пример синтеза искусств.

Музыка в танцах А.Дункан приобретала телесную, следовательно, и пространственную материальность, а танец достигал духовной содержательности музыки. С.Соловьев назвал это «телесной музыкой». Он писал: «Музыка – не выше пластического искусства и, как оно, материальна: звук столь же телесен, как изгиб тела, краска. И телодвижение столь же духовно, как звук». Именно эта задача создания «зримой» музыки, музыки для глаза стояла в центре всех проблем хореографического импрессионизма, проделавшего путь от системы «выразительного жеста» до его ритмической организации в музыке.

По словам А.В.Луначарского, А.Дункан хотела танцевать не танцы, а музыку, выявлять слуховую музыку прекрасной музыкой гармоничного человеческого тела. Музыка служила для нее импульсом, приводившим в движение воображение и чувства, которые в моменты творческого подъема танцовщица торопилась выразить в танце, в формах пластики и выразительного жеста точно так же, как это мог бы сделать художник при помощи живописи. А.Дункан владела великим искусством импровизации, этим обязательным свойством импрессионизма, почти в совершенстве. Техника ее танца не была сложной, и она не утомляла танцовщицу сложными па, требующих и «школы», и точности, и экзерсисов. Ей не были нужны ни «сюжет», ни костюм, ни декорации – обязательные атрибуты балетного спектакля. Все это она заменила другим – техникой перевоплощения в образ. В своих композициях, А.Дункан естественно и раскованно воспевала величие души и тела – известный идеал человечества.

Творческий метод А.Дункан с годами почти не изменился: он продолжал оставаться сугубо импрессионистическим и легко уязвимым из-за слабой техники. Пора примитивного импрессионизма, ярко и ненадолго вспыхнув, миновала, оставив заметный след в балете, где все это время шла борьба за уничтожение противоречий между музыкой и танцем, между классической хореографии и свободной пластикой. Приемы «дунканизма» нашли продолжение в практической работе многих студий ритмики и пластики в России. В дореволюционной России создавались студии, школы, кружки, в.которых проводились занятия с женскими группами различными видами художественного движения, заимствованного из указанных систем, и направление в них было в сторону искусства, а не физического воспитания.

Теория выразительного двигательного навыка легла в основу гармонической гимнастики Л.Н.Алексеевой, опыт которой использовала Р.А.Варшавская при разработке пластической техники на основе эмоционального слияния музыки и движения. Л.Н.Алексеева старалась утвердить метод художественно-эмоционального воспитания женщин любого возраста и сложения с помощью простейших форм танцевально-ритмического движения.

Центром поисков средств выразительного художественного движения была студия пластического движения З.Д.Вербовой. Первоосновой пластического движения она считала музыку, вернее, ее эмоциональное, духовное богатство. В студии особое внимание уделялось выразительности рук, жеста, слитности движений. Именно здесь впервые стали применять волнообразные движения и целостные взмахи. В студии музыкального движения «Гептахор» музыка тоже была первоосновой. Она определяла композицию движений, и поэтому воспринимать упражнение следовало слитно с музыкой, как одно целое, как некий музыкально-двигательный ансамбль. Кроме этого, в «Гептахоре» пришли к выводу, что «вдох и выдох руководят каждым движением нашего тела». «Принцип дыхательности» в студии был основным, поэтому учащиеся стремились, чтобы каждое движение сознательно обусловливалось дыханием.

Таким образом, в 20-е годы велись интенсивные поиски решения эстетических проблем в физическом воспитании женщин. Они были противоречивы, «методы и принципы» нередко грешили субъективизмом, поверхностностью, отсутствием творческой обоснованности. Впервые был поставлен и вопрос об органичном единстве физического и эстетического воспитания занимающихся.

Дальнейшая работа над созданием системы, объединявшей физическое воспитание с эстетическим, определила черты нового вида спорта – художественной гимнастики. Постепенно уточнялись задачи, методика, расширялась география влияния нового вида гимнастики. Пластика, над которой работали последователи А.Дункан, в дальнейшем, уже в усовершенствованном виде, стала широко применяться в художественной гимнастике. Таким образом, художественная гимнастика соединила в себе импрессионистическую эстетику танцев А.Дункан и эстетику балетного академизма.

Включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр, ориентация на высокие спортивные результаты, дальнейшее усложнение техники, и, как следствие, увеличение объема и интенсивности нагрузок, значительное омоложение занимающихся перевели ее из разряда доступных видов спорта в разряд элитарных. Задуманная как вид спорта для гармонического развития женщин, она потеряла свое первоначальное предназначение, став элитарным видом спорта, в котором главенствуют абсолютный результат, известность и деньги.

Эстетическая гимнастика – не «возрождение» гимнастики прошлых лет, не старое и привычное, к чему возвращаются после разных затей, а база для строительства нового.

Опираясь на классическую школу художественной гимнастики и видоизменив ее в соответствии с особенностями телосложения и физическими возможностями занимающихся, далеко не беспредельными, упростив и адаптировав средства, эстетическая гимнастика переживает пору поисков, накопление частных находок, ожидание новых идей. В числе проблем, которые необходимо решать средствами эстетической гимнастики – связь движений с музыкой, хореографический образ, поиск современного пластического языка.

Введение………………………………………………………… ……………...3

    Гимнастика у древних народов……………………………………………4
    Гимнастика в Средневековье…………………………………………… ...8
    Гимнастика в эпоху Возрождения………………………………………...9
    Гимнастика в новое время………………………………………………..11
    Возникновение национальных систем гимнастики…………………….12
    Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века…….16
    Гимнастика в России в XIX – XX веках…….…………………………..17
    Заключение…………………………………………………… ……………...23
Введение

История гимнастики – это специфическая отрасль знаний, важный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни людей.
По мере развития наук о человеке открывались новые возможности для использования гимнастики в целях укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма, подготовки занимающихся к здоровому образу жизни, учебе, труду, выполнению воинских обязанностей.
Изменения в способе производства материальных благ, в производственных отношениях, в военной технике и военном искусстве каждый раз предъявляли новые специфические требования к человеку, возникала необходимость совершенствования средств и методов гимнастики для подготовки людей к жизни и деятельности в новых условиях.
Гимнастика развивается и по своим собственным закономерностям: а) обогащение гимнастов и тренеров опытом соревнований и организации учебно- тренировочной и воспитательной работы с гимнастами; б) совершенствование программ, правил соревнований, терминологии, теории и методики обучения упражнениям и спортивной тренировки; в) проведение научных конференций, семинаров, исследований; г) совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров; д) улучшение качества гимнастических снарядов, оборудования мест занятий и др.
Образованность в области гимнастики характеризуется знанием основных периодов ее истории. Следует знать, как зародилась гимнастика, какие этапы в своем развитии она прошла; каково ее место в современной системе физического воспитания людей всех возрастных групп, в их учебной и трудовой деятельности; в каком направлении она будет развиваться в ближайшем будущем.

    Гимнастика у древних народов
В глубокой древности , в эпоху первобытнообщинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было. Они не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями: продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползанием, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др. Многие из этих двигательных действий в несколько измененном виде применяются в гимнастической практике до сих пор (прыжки в длину, в высоту, в глубину).
В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для ведения захватнических войн и удержания рабов в повиновении требовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания.
Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях. В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание и др.).
В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени – было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем мальчики богатых родителей посещали платные мусические школы, а с 12-13 лет обучались в государственной школе – палестре.
Из гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолением препятствий. Дети обучались также упражнениям с копьем и щитом, дротиком и луком, кинжалом и другим оружием, чтобы их тела были натренированы и готовы к военным действиям.
Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. Аристотель отмечал, что «…в гимнастике не должно преобладать животное». С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение, внимательность и чуткость. Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались специально подобранной музыкой, астрономией, математикой, ораторским искусством. Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.
Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в военном отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16-17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, шесту, лестнице, скалолазание, игры в мяч, с бегом и преодолением препятствий, упражнений на деревянном коне и др.
В период империи (27 г. до н. э. – 476 г. н. э.) с переходом к профессиональной армии произошел упадок военно-физического воспитания рабовладельцев. Они ограничивались легкими гимнастическими упражнениями, прогулками, массажем и купанием в ароматизированной воде.
Большой теоретический и практический интерес представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.
В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием – ушу. Каждая из них имела свое наименование.
Первая форма ушу – соли, или «внешняя», носила явно выраженную военную направленность. Ее методы и средства использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и подготовительных применялись упражнения на деревянном коне. Для обучения преодолению наземных препятствий использовались шесты, канаты, лестницы и другие подсобные средства. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, подлезание, ходьба и бег. В гимнастике солин нагрузке подвергаются скелет и мышцы.
Вторая форма ушу – тай-дзи – сохранилась до наших дней. Ее называют стиль мянь-цюань, или «внутренняя». Она носила явно выраженный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. Упражнения тай-цзи проделывались обычно по утрам, рекомендовались также и занятия 2 раза в день. Особенностью этих упражнений было то, что они выполнялись в сочетании с самомассажем, а сами массирующие движения рассматривались в качестве гимнастических упражнений.
В гимнастике тай-цзи движения рекомендуется выполнять с некоторым расслаблением мышц и воздействовать с их помощью преимущественно на внутренние органы. Требуется, чтобы мышцы и суставы были мягкими, живот и грудная клетка ненапряженными. Это создает условия для глубокого дыхания, позволяет не задерживать его, легко и свободно дышать животом. Полурасслабленные мышцы и суставы дают возможность выполнять упражнения безболезненно.
Древнекитайские системы складывались преимущественно в монастырях: монахам не разрешалось иметь при себе оружие, но ввиду того, что во время их странствий на них нападали бродяги, разбойники, они вынуждены были защищаться врукопашную. Им не разрешалось самим нападать – это считалось большим грехом перед богом. Запрет на ношение оружия побуждал их к изобретению приемов самозащиты.
В Древней индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учение – йога. Согласно йоге человек может познать сущность вещей, самого себя, если пройдет длинный подготовительный путь – с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответствующим образом подготовит свой организм к активной деятельности.
Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Смысл, заложенный в этом термине, подчеркивает полную гармонию физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Такой гармонии можно достичь в процессе занятий различными видами йоги.
Крия-йога – это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения.
Хатха-йога предусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека: в здоровом теле – здоровый дух.
Раджа-йога предусматривает освобождение души путём физических, этических и психических упражнений.
Карма-йога позволяет достичь совершенства посредством труда и активных действий человека.
Джани-йога направлена на совершенствование человека путём обогащения его знаниями обо всём том, что способствует обретению мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.
Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.
Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая йога).
Мантра-йога – это наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека.
В Индии существует много различных школ, направлений в преподавании йоги. Они имеют незначительные методические различия. Наилучшими школами являются Центр йоги в Дели и Институт йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау – столице индийского штата Уттар-Прадеш.
В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в систему физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Её методы используют многие спортсмены и космонавты.
В Древнем Египте гимнастические упражнения служили главным образом цели физического воспитания подрастающего поколения. Большой популярностью пользовались акробатические упражнения. При храмах проводились соревнования по гимнастике. Победители получали призы.
Известно о существовании школ физического воспитания в Персии .
Гимнастические, акробатические упражнения, канатохождение были популярны среди народов Закавказья .
    Гимнастика в Средневековье
Средние века характеризуются феодальным способом производства и распространением христианства.
В ранние периоды феодализма церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. «Гимнастика есть деяние сатаны», - утверждал христианский богослов и писатель Тертуллиан. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями рассматривалась как ересь, достойная отлучения от церкви.
Уступка была сделана только феодалам. Они занимались физическими упражнениями, чтобы воспитать себя как воинов, способных держать в повиновении крепостных крестьян, участвовать в войнах, защищать светских и духовных владык от внешних и внутренних врагов.
Основой подготовки воина была верховая езда и вольтижировка. Сложные боевые приемы предварительно изучались на деревянном коне. Вначале этот снаряд имитировал живого боевого коня, затем за ненадобностью со временем убрали голову, хвост и т. д., остались лишь две седельные луки, постепенно ставшие деревянными упорами, врезанными поперек коня. В конечном итоге они постепенно превратились в кольца-ручки, в прототип параллельных брусьев.
Боевые действия воинов, вооруженных мечами, копьями, щитами, секирами и облаченных в тяжелые доспехи, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия, фехтовании и др. Боевая и физическая подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.
    Гимнастика в эпоху Возрождения
Возрождение (XIV – XVI вв.) – это период разложения феодального строя и становления и становление раннего буржуазного общества с более высокой производительностью труда наемных рабочих. Представители передовой части зарождающейся буржуазии – гуманисты – провозгласили культ человеческой личности веру в ее способности.
Делались попытки возродить наследие античности. Все это коренным образом изменило взгляды на воспитание человека на роль гимнастики в подготовки его к здоровому образу жизни, труду и военной деятельности.
Наибольший интерес для истории гимнастики представляет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530 – 1606) « Об искусстве гимнастики» в 6 томах. Он разделил гимнастику на военную, врачебную и атлетическую и попытался возродить идеи древних греков и римлян.
В этот период большой популярностью пользовались акробатические упражнения. Современник Меркуриалиса, его преемник и последователь Арканджелло Туккаро (1538 – 1616) написал первое руководство по акробатике «три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Оно было издано в Париже в 1599 году. Туккаро систематизировал все известные к тому времени акробатические упражнения и изложил технику их исполнения. Им были выделены 2 группы упражнений: без снарядов и с использованием снарядов.
Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Коменский выдвинул важнейшие для физического воспитания принципы обучения: а) воспитывающий характер обучения; б) связь обучения с жизнью; в) соответствие содержания обучения требованиям жизни. Он подробно раскрыл такие принципы обучения, как: а) сознательность и активность; б) наглядность; в) постепенность и систематичность в овладении знаниями, умениями, навыками; г) принцип упражнений и прочного овладения знаниями, умениями и навыками. Эти принципы положены в основу современной методики обучения гимнастическим упражнениям и спортивной тренировки.
Вслед за Я. А. Коменским Джон Локк (1632 – 1704) считал, что окружающий мир человек познает через ощущения и восприятие органов чувств, поэтому их функции надо развивать. Он предложил спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями, навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Во второй половине XVII в. ученый монах Епифаний Славинский (умер в 1676 г.) впервые классифицировал игры на пригодные и вредные для воспитания молодежи, дал педагогический анализ многим гимнастическим упражнениям.
Таким образом, смена феодального способа производства более прогрессивным капиталистическим привела к положительным переменам философских взглядов, в развитии науки, культуры, физической культуры, а, следовательно, и в гимнастике в частности.
    Гимнастика в Новое время
Новое время (XVII – начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть.
Большое внимание уделялось физическому воспитанию путем использования гимнастических упражнений. Развивались идеи Я. А. Коменского и Д. Локка о соотношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов чувств, закаливания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци
Жан Жак Руссо (1712 – 1778), идеолог революционной мелкобуржуазной демократии, считал, что при подготовке ребенка к жизни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал на необходимость развития функций органов чувств, приобретение ребенком, юношей двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта.
Физическое воспитание по убеждению Руссо является основой умственного, трудового и нравственного воспитания. Средством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастические упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в развитии их двигательных способностей он предлагал использовать соревновательный метод.
Шведский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей простого народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, умственные, нравственные способности; формировать умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в сельском хозяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию.
Таким образом, в Новое время гимнастика получает дальнейший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного капиталистического способа производства развития наук, культуры, повышение боеспособности армии в связи с необходимостью ведения войн.
    Возникновение национальных систем гимнастики
Конец XVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются дальнейшим развитием капитализма. В этот период происходят буржуазные революции во Франции, Испании, Португалии. Армия Наполеона покорила ряд европейских стран и совершила поход против России, что оказало огромное влияние и на развитие военного дела.
Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Эти обстоятельства стимулировали создание национальных систем гимнастики, отвечающих требованиям капиталистического производства, военного дела, национальным и культурным особенностям народов.
Французская система гимнастики стала развиваться под влиянием массового увлечения французской молодежи военно-физической подготовкой. Члены юношеских спортивных команд занимались гимнастикой, участвовали в туристских походах и военизированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии.
После поражения Франции в наполеоновских войнах работу по гимнастике во французской армии возглавил полковник Дон Франциско Аморос (1770 – 1848). В 1830 г. он издал «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас, включавший 53 таблицы упражнений. Он организовал гражданскую и военную школы гимнастики. Его система гимнастики была естественно-прикладной и основывалась на идеях Локка, Руссо, Песталоцци, военно-прикладной практике физической подготовки солдат и офицеров того времени.
Военно-прикладной характер французской системы гимнастики сохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олимпийских игр 1900 г., французы настояли на том, чтобы в программу соревнований были включены прикладные упражнения: прыжки в длину, с шестом, через препятствия, лазания по канату, поднимание тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.
Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием передовой части немецкой буржуазии.
Герхард Ульрих Антон Фит (1763 – 1836) обобщил и систематизировал все, что было сделано в области физических упражнений до него, и изложил в «Опыте энциклопедии физических упражнений». Он дал определение понятия «физическое упражнение»: это все движение и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может: а) сохранить и укрепить здоровье занимающихся; б) развить красивые формы тела; в) увеличить силу, быстроту движений; г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и решительность духу; д) развить потребность в умственной работе, в полезном проведении свободного времени; е) отвлечь о раннего появления половых потребностей.
Фит предложил ряд правил и методических указаний к проведению занятий: а) необходимость специально оборудованных мест занятий; б) высокая профессиональная подготовленность педагога; в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений.
Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 – 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании. После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене содействовало национально-освободительное движение, развитие капитализма. Педагог считал, что с гимнастическим упражнениями надо знакомить студентов высших учебных заведений, будущих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело должно служить государству. Гимнастика тогда считалась основой национальной системы физического воспитания немецкого народа.
Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 – 1852). Слово «гимнастика» он заменил словом турнен, что означает изворотливость. Ян организовал гимнастические союзы, где готовились бойцы за освобождение Пруссии то французской оккупации, пропагандировал мысль о величии и историческом призвании немецкого народа, его великого духа, языка и обычаев.
Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с односторонней духовной деятельность телесную, чрезмерной утонченности противопоставить мужественность.
В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др.
Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами стали более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он придавал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттянутых носок ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.
Курс гимнастики был рассчитан на 2 периода. В первом периоде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался принцип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во втором периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.
Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 – 1858) – преподавателем гимнастики, истории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, необходимость преподавания ее в качестве обязательного предмета. Идею Песталоцци о формировании особенностей у детей трудовой деятельности с помощью гимнастических упражнений он фактически развил до необходимости преподавания дисциплинирующих, муштрующих вольных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыжки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.
Основным недостатком метода Шписса было то, что упражнения выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формальным требованиям дисциплины и порядка.
Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пер Генрих Линг (1776 – 1839). Он окончил богословский факультет Упсальского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгагене – первое учебное заведение в Европе по физическому воспитанию.
Яльмар Линг, сын П. Линга, разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др.
П. Линг и Я. Линг совместно с учёными Браттингом, Тернгремом и др. подробно разработал педагогическую гимнастику, считая, что высшая цель гимнастики – забота о гармоническом развитии человеческого тела.
Шведскую гимнастику выгодно отличали её оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определённых мышц, многообразие упражнений, внедрение новых снарядов и методик обучения.
Если проанализировать все рассмотренные системы, то следует сказать, что их авторы недооценивали такие средства воздействия на человека, на его личностные свойства, как слово педагога, музыка, условия проведения занятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности не только отдельных групп упражнений, но и гимнастики в целом.
    Развитие гимнастики во второй половине XIX – начале XX века
В этот период под влиянием новых экономических и политических условий на основе старых гимнастических систем складываются современные виды гимнастики: спортивная с ее разновидностями – акробатикой и художественной гимнастикой, основная и ее вспомогательные виды.
и т.д.................

Спортивная гимнастика - это олимпийский вид спорта, который включает в себя соревнования в вольных упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также в опорных прыжках. В программу женского многоборья включены: вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, бревне и опорных прыжках. Программа мужского многоборья: вольные упражнения, опорный прыжок, а также упражнения на следующих снарядах: кольцах, коне, перекладине и параллельных брусьях.

Международная федерация гимнастики (англ. International Federation of Gymnastics, IFG) — федерация гимнастических видов спорта.

История возникновения и развития спортивной гимнастики

Гимнастика появилась в Древней Греции в 8 веке до нашей эры и представляла собой комплекс физических упражнений направленных на всестороннее развитие. Гимнастические упражнения служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх.

Когда появилась спортивная гимнастика?

В VIII веке до нашей эры.

После падения Римской империи гимнастика была забыта, но с утверждением на рубеже XIV-XV веков гуманизма, общественная мысль взяла вектор на всестороннее развитие личности, особое внимание при этом уделялось физическому здоровью. Только тогда люди вновь обратились к античной культуре и постепенно стали внедрять в систему воспитания и его физическую сторону - гимнастику.

В конце XVIII — начале XIX веков в Германии появилось течение филантропистов. В созданных ими школах, важное место заняла гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит и И. Гутс-Мутс. Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян. Параллельно с немецкой были созданы системы гимнастики во Франции, Швеции и Чехии.

Гимнастику официально признали видом спорта в 1896 г. после того, как включили её в программу первых современных Олимпийских игр. Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. впервые были проведены соревнования женщин.

Где появилась спортивная гимнастика?

В Древней Греции.

Правила спортивной гимнастики (кратко)

Как у мужчин, так и у женщин победители соревнований определяются на отдельных снарядах, в абсолютном первенстве и в командном зачете. Во всех видах, кроме опорного прыжка у женщин, спортсменам предоставляется только по одной попытке. В опорном прыжке у женщин подсчитывается средний балл по результатам двух попыток.

Каждый спортсмен сам определяет программу своих выступлений, она должна удовлетворять требованиям относительно типа и сложности упражнений.

Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики

Обычно соревнования по спортивной гимнастике проводятся на 7 снарядах:

Упражнения на брусьях . Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные и статичные элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, выполнять элементы над и под брусьями. Упражнения обязательно должны оканчиваться эффектным соскоком.

Женские упражнения на брусьях включают обороты вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками. Правильное название женских гимнастических брусьев — разновысокие.

Вольные упражнения в гимнастике представляют собой комбинацию из отдельных элементов, а также их связок. Это могут быть сальто, кувырки, шпагаты, стойки и другие элементы. Судьи оценивают сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистоту и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена. Время выступления ограничено: 1 минута 10 секунд у мужчин и полторы минуты у женщин.

Чем отличается спортивная гимнастика от акробатики?

Акробатика - это вид спорта, который включает в себя различные прыжки, перекаты, вращения тела с опорой и без. Спортивная гимнастика дополнительно включает в себя упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения на коне представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах представляют собой комбинацию маховых и силовых элементов на специальном подвижном снаряде в виде двух деревянных колец на специальных тросах. Выполнение упражнений обязательно заканчивается соскоком.

Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры в виде прыжкового коня. В этом упражнении оценивается высота и дальность прыжка, его сложность, чистота исполнения и приземления.

Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов вокруг перекладины с поворотами и без, а также элементов с отпусканием рук. Спортсмен не имеет права касаться грифа телом. Выступление обязательно заканчивается соскоком.

Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных и статичных элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на специальном снаряде. Продолжительность выступления не должна превышать полторы минуты.

Как называются снаряды в спортивной гимнастике?

Разновысокие и параллельные брусья, перекладина, конь, гимнастический мостик, кольца, бревно, гимнастический ковер.

Правила судейства в спортивной гимнастике

Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд. Двое из судей оценивают сложность упражнений, а другие шесть оценивают технику. Судьи, оценивающие сложность программы и судьи, наблюдающие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

Гимнастика - система упражнений, которая сложилась в Древней Греции еще до нашей эры. Существует две версии происхождения этого слова. Первая - «гимназо», что в переводе означает «тренирую» или «обучаю». Вторая: «гимнос» - «обнаженный», так как физическими упражнениями древние греки занимались без одежды.

В то время гимнастика включала в себя военные верховую езду, ритуальные танцы, плавание. Сюда же входили и те, которые проводились на Олимпийских играх: бег, борьба, прыжки, кулачный бой, метания, езда на колесницах.

История возникновения гимнастики

Способствовало развитию схоластики, мракобесия, аскетизма, вследствие чего гимнастика (как и прочие достижения античного искусства и культуры) была забыта. В XIV-XV вв. утвердился гуманизм. Общественная мысль была направлена на защиту достоинства и свободы, всестороннего развития личности, особое внимание уделялось и физическому здоровью. Только тогда люди вновь обратились к античной культуре и постепенно стали внедрять в систему воспитания и его физическую сторону - гимнастику.

Значимое место в ее развитии занимают научные работы и произведения писателей, философов, врачей. Например, сочинение итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики», романы писателя труды Песталоцци (швейцарский педагог), Жан-Жака Руссо (французский просветитель, философ).

В XVIII - начале XIX в. в Германии появилось течение филантропов, которые создавали школы с уклоном на - гимнастику. Упражнения были разработаны Г. Фитом и И. Гутс-Мутсом. Они же и преподавали.

Немецкий гимнаст Ф. Л. Ян разработал систему «турнен». Сюда входили упражнения на турниках, кольцах, перекладине, брусьях, коне. Так завершилась древняя история возникновения гимнастики. Фото одного из представителей современного спорта размещено ниже.

Гимнастика как вид спорта

В 1817 году учениками Ф. Амороса стали проводиться состязания перед публикой в Париже. В 1859 г. были предприняты попытки возрождения Олимпийских игр. Так началась история возникновения гимнастики как вида спорта.

Еще ученики Ф. Яна и М. Тырша мерялись силой, соревновались в упражнениях. Однако признали гимнастику видом спорта только в 1896 г., когда ее включили в программу Олимпийских игр. В основу первых соревнований входили упражнения на снарядах. В 1932 г. были добавлены толкание ядра, лазание по канату.

История возникновения гимнастики рассказывает о том, что долгое время в Олимпийских играх участвовали мужчины, и только с 1928 года - женщины. Поначалу - в командных соревнованиях, а со временем и в одиночных.

Как создавалась международная федерация

В 1881 г. была создана Европейская ассоциация. В состав входили Бельгия, Франция, Нидерланды. Она быстро расширялась, и в 1897 году реорганизовалась в Международную федерацию гимнастики (ФИЖ). На сегодняшний день в ее составе 122 страны. Она же, в свою очередь, является членом Генеральной ассоциации международных спортивных федераций и признана МОК (Международным Олимпийским Комитетом). В состав ФИЖ входят исполнительный, технические комитеты по спортивной гимнастике, аэробике, комиссии по акробатике, прыжкам. Их члены избираются раз в четыре года.

Современность

Первые мировые чемпионаты по спортивной гимнастике стали проводить в 1903 году. Спортсмены соревновались как в групповом, так в личном первенстве. До 1996 года участники выполняли как обязательные упражнения, так и произвольные. Затем в программе оставили только последние.

Спортивная гимнастика, история возникновения и развития которой уходит далеко в древность, в современном мире возродилась в Европе. Чемпионаты Европы среди мужчин стали проводиться в 1955 году, а среди женщин - в 1957 г. Разыгрывалось личное первенство. С 1994 г. - еще и командное.

В Люксембурге в 1982 году был собран конгресс, на котором приняли решение о создании Европейского гимнастического союза. Он занимался развитием, совершенствованием, распространением гимнастики в странах Европы. Как показывает история возникновения гимнастики, этот увлекательный, прекрасный вид спорта был представлен не только на Олимпийских играх, чемпионатах Европы и мира, но и на международных турнирах, континентальных соревнованиях.

Бодибилдинг

Физические упражнения с отягощениями (гири, гантели, штанги) - это история возникновения которой начинается в IV веке до н. э. Цель - укрепление здоровья, развитие мускулатуры.

Для участия в соревнованиях в Древней Греции допускались атлеты, которые поднимали тяжелый груз. Были разработаны специальные упражнения с гимнастическими элементами. Сначала они имитировали процесс труда, боевые действия. Со временем занятия спортом стали проявлением культуры. В XIX-ХХ вв. выпускается множество пособий с описанием упражнений для развития мышечных групп с отягощением. Появляется интерес к мускулистым, сильным людям. Стали проводиться первые чемпионаты среди гиревиков, борцов.

Атлетизм в России

История возникновения гимнастики тесно связана с именем медика В. М. Краевского. В 1885 году он организовал любительский кружок по атлетике. Двенадцать лет спустя в Петербурге открылось первое общество. Но после 1917 года атлетизм отходит на второй план. Стремительно развиваются другие силовые виды спорта.

Путь развития атлетической гимнастики в России был трудным. По идейным соображениям культуризм считали вредным занятием, но в 1987 году тяжелоатлет Ю. П. Власов создал Всесоюзную федерацию атлетизма.


Самое обсуждаемое
История возникновения волейбола Первые игры по волейболу История возникновения волейбола Первые игры по волейболу
А что будет в вашем блоге о Ханты-Мансийске А что будет в вашем блоге о Ханты-Мансийске
Гороскоп рожденных в год лошади Гороскоп рожденных в год лошади


top