Обучение тактике в баскетболе. Тактика игры в баскетбол: стратегия и техника. Индивидуальные тактические действия

Обучение тактике в баскетболе. Тактика игры в баскетбол: стратегия и техника. Индивидуальные тактические действия
I. Построение. Объяснение задач урока. Строевые приемы на месте.

II. Ходьба, разновидности ходьбы:

1) на пятках, руки за голову

2) в полуприседе, руки за спину

3) в упоре лежа приставным шагом правым боком

III. Бег, разновидности бега

1) приставным шагом правым, левым боком с изменением направления движения

2) бег спиной вперед с изменением направления движения

3) челночный бег до 3-й, 1-й, 4-й лини с касанием линий рукой на 1 и 3 линиях

4) ускорение до 3-й линии, бег спиной вперед до 1-й линии, ускорение до 4-й линии

5) бег с поворотом переступанием на 2-й линии

6) прыжками на левой, правой ноге

7) прыжками на двух через партнеров (и.п. которых - упор лежа)

Упражнения на верхний плечевой пояс

И.П.- руки согнуты, кисти в "замок"

1 - руки вперед, ладони наружу

3 - руки вверх, ладони наружу

И.П. - руки в стороны, кисти сжаты в кулак

1,2 - круговые движения кистями вперед

3,4 - то же назад

То же предплечьями, прямыми руками

ОРУ на развитие силы (с набивными мячами)

И.П.- о.с., мяч за головой в согнутых руках

1- мяч вверх, подняться на носки

И.П. - ноги врозь, мяч вниз

1- наклон влево, мяч вверх

3,4 -то же вправо

И.П.- стойка ноги врозь широко, мяч вниз

1- присед на левой, правая в сторону на носок, мяч вперед

3,4- то же с правой

И.П.- стойка, мяч вниз

1 - присед, мяч вперед

3 - присед, мяч вверх

И.П.- сед, упор сзади, мяч между стоп

1- 3- сед углом

И.П.- упор лежа

1- упор лежа на согнутых, мах левой назад

3- упор лежа на согнутых, мах правой назад

И.П.- упор присев

1- упор лежа

2- упор лежа, ноги врозь

3- упор лежа

I. Передачи мяча в тройках с перемещением после имитации передачи в противоположную сторону:

2) после ухода с ударом мяча о площадку

3) в прыжке после ухода с ударом мяча о площадку

II. Взаимодействие игроков 2х2 при персональной защите.

Игроки располагаются на площадке согласно схеме. У крайнего игрока нападения - мяч. Он передает мяч своему партнеру и ставит заслон опекавшему того защитнику, затем подключаясь к атаке на кольцо.

III.Игроки располагаются согласно схеме. По сигналу игрок №3 ставит заслон "защитнику", после пробегания игрока №2 выполняет поворот и движение в сторону кольца. Игрок №2 после прохода получает мяч от №1, и разыгрывает атаку на кольцо с игроком №3.

IV. Передачи мяча в движении по "восьмерке" с броском по кольцу.

Игроки располагаются тройками за лицевой линией волейбольной площадки. У игрока, находящегося в центре - мяч. Учащиеся выполняют передачи мяча в тройках в движении по "восьмерке", двигаясь к противоположной стороне спортивного зала. Игрок, атакующий кольцо после броска выполняет функцию защитника. Задача двух игроков, подобрав мяч, выполнить атаку в противоположном направлении.

V. Двусторонняя учебно-тренировочная игра

"Челночный баскетбол"

I. Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.

II. Упражнение на растяжение мышц и расслабление

1) И.П.- сидя на полу, упор сзади.

не отрывая ладоней от пола, продвинуть прямые руки как можно дальше назад, зафиксировать позу. Медленно вернуться в и.п.

2) И.П.- сед на полу, ноги врозь.

Согнуть левую ногу, положив колено и внутреннюю сторону голени и бедра на пол. Зафиксировать это положение. То же на другую ногу.

3) Упражнение на расслабление мышц пояса верхних конечностей.

III. Подведение итогов урока

Тактика нападения состоит в том, чтобы создавать условия для броска в корзину одному из игроков команды.

Индивидуальные действия в нападении.

Действия игрока без мяча: отрыв от опекающего его защитник и выход на свободное место для получения мяча от партнера, продолжения атакующих действий, чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита, успешно бороть за отскок.

Различают 4 варианта выхода игрока на свободное место: 1)Круговой; 2) S-образный; 3) Выход петлей; 4) V-образный.

Действия игрока с мячом – рациональное использование передач, ведение, бросков.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В НАПАДЕНИИ БЕЗ МЯЧА

1. Бег с изменением направления, с поворотами, внезапными остановками.
2. Выход на свободное место с пассивным защитником.
3. Выход на свободное место с активным защитником.

Групповые взаимодействия. Взаимодействия 2-х игроков.

«Передай мяч и выходи». Игрок №4 передает мяч игроку №5, выполняет обманное движение по уходу влево и резко меняя направление выполняет рывок к кольцу между двумя защитниками, получая мяч от игрока №5.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КОМБИНАЦИИ «ПЕРЕДАЙ МЯЧ И ВЫХОДИ»

1. Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Направляющий без мяча делает финт на выход вправо, а затем выполняет выход по кругу к области штрафного броска. Его партнер передает мяч в момент, когда развернется к нему лицом. Поймав мяч игрок бросает его по кольцу.
2. То же, но с применением других способов выхода на свободное место.
3. То же, но перед игроком без мяча, который будет выходить на свободное место, располагается вначале пассивный, а затем активный защитник.
4. Игровое упражнение. Игра 2х2, 2 очка присуждается команде только после выполнения комбинации «передай мяч и выходи».

ЗАСЛОН

Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.

Ошибки

1. Придерживание защитника руками.
2. Несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон.
3. Неправильный выбор места постановки заслона.

ОБУЧЕНИЕ ЗАСЛОНУ

Занимающиеся выстраиваются в круг по парам лицом друг к другу. Игрок без пары – водящий. Он подбегает к любой паре и ставит заслон защитнику. Нападающий выбегает в сторону заслона и затем сам ставит заслон защитнику любой другой пары и т.д.

Занимающиеся выстраиваются в 2 колонны, на расстоянии 6-7 м от кольца. Перед направляющим одной колонны располагается защитник. У направляющего другой колонны в руках мяч. Игрок 2 передает мяч игроку 1 и ставит наружный заслон защитнику. Игрок 1 дождавшись постановки заслона, уходит с ведением в сторону заслона и атакует кольцо. Смена: игрок 2 становится на место защитника, тот перемещается в конец колонны за игроком 5, а игрок 1, подобрав свой мяч, передает его игроку 4 и становится в конец противоположной колонны.

Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 2х2. Мяч, забитый в кольцо после заслона, приносит команде 3 (4) очка.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТРОЙКАХ. «ТРЕУГОЛЬНИК»

При таком взаимодействии игрок с мячом, образующий защиту треугольника, находится дальше от щита, чем остальные два партнера. Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает его партнеру в центр, откуда мяч немедленно направляется на другой фланг, чтобы завершить атаку. Данное взаимодействие требует быстрых передач.

Обучение взаимодействию «Треугольник».

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны таким образом, чтобы игрок, стоящий в середине составлял вершину треугольника; мяч у игрока в середине. Быстрые передачи вправо (влево).
2. То же, но по свистку смена направления передач.
3. Тройки игроков стоят в области линии штрафного броска. .Быстрые передачи, по свистку бросок с дистанции по кольцу.
4. То же, но в условиях пассивной и активной защиты*

"Тройка". Построение треугольником сохраняется. Передача следует на один фланг и постановка заслона на другом фланге нападения.

Обучение взаимодействию "Тройка".

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны по одному. .У игроков средней колонны по мячу, игрок 2 передает мяч игроку 3, а сам ставит заслон предполагаемому защитнику для игрока I, после чего тот выбегает для получения мяча. Получив мяч, игрок 1 атакует кольцо.Смена по часовой стрелке.
2. То же, но с пассивным защитником.
3. То же, но с активным защитником.
4. Игровое упражнение. Игра 3х3 на одно кольцо.

"Малая восьмерка". Три и игрока", используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча. После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.

Упражнения для обучения «малой восьмерке».

1. Занимающиеся выстраиваются вдоль боковых линий 3-х секундной зоны справа и слева в колонну по одному. У направляющего одной из колонн мяч. Он начинает ведение по дуге, одновременно из второй колонны навстречу ему начинает движение игрок без мяча и в верхней точке дуги игрок I передает мяч игроку 2 (мяч передается от кольца). .При сближении игроков, игрок 3 без мяча начинает движение навстречу игроку 2 и тот передает ему мяч; игрок 3 передает мяч вышедшему навстречу игроку 4 и т.д.
2. Игроки образуют треугольник, мяч в центре. Игроки, перемещаясь по воображаемой восьмерке, передают друг другу мяч. Игрок с мячом движение может начать в любую сторону.
3. "Малая восьмерка" с пассивной защитой. \
4."Малая восьмерка" с активной защитой..
5. Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 3х3.

Позиционное нападение - нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Позиционное нападение. Обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определение игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих. Определяются направления выходов на другие позиции. Нападающие добьются успеха, если игрок нападения выйдет на позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет своевременно направлена передача.

1. Построение в треугольниках, квадратах. Передачи стоя на месте различными способами по заданию учителя. Ученик выполняет передачу и перемещается в конец той колонны, в которую передал мяч.
2. Построение в треугольниках, квадратах. Ученик выполняет передачупосле финта, затем перемещается в колонну за передачей.
3. Три нападающих и трое защитников. По сигналу учителя нападающие, произвольно передвигаясь по залу, передают друг другу мяч, а защитники стараются перехватить его, играя в защите по системе личной опеки. После овладения мячом или его касания занимающиеся меняются функциями.
4. То же, только после передачи партнеру нападающий обязан поставить заслон его опекуну.
5. То же, только после передачи нападающий ставит заслон любому защитнику.
6. То же, только занимающиеся разбиваются на группы по 10 человек пять нападающих и 5 защитников.
7. То же, но на каждом кольце идет игра 5х5 на счет, причем каждая команда проводит 5-6 атак подряд, а затем меняется ролями с обороняющимися.
8. Игра 5х5 на одно кольцо, но за каждый мяч, заброшенный в корзину после «заслона» засчитывают не два, а 3-4 очка.
9. Игра 5х5 на одно кольцо, но после любого овладения мячом защитниками команды меняются ролями.

Подводящие подвижные игры.

«Игра 2х2»." .Игра ведется на одно кольцо по правилам баскетбола. Задача – забросить мяч в кольцо соперников. Игрокам защищающейся команды разрешается активно противоборствовать в трехсекундной зоне. Игрокам атакующей команды разрешается выполнять броски как из-за пределов трехсекундной зоны, так и в зоне, но после двух шагов. Подбор мяча может выполнять игрок, не выполняющий бросок, добивать мяч нельзя. После овладения мячом игрок обязан выйти из зоны. Выигрывает команда набравшая большее количество очков.

«Баскетбол двумя мячами». Игра проводится на баскетбольной площадке. Участвуют две команды по 6-10 человек в каждой. Игра проводится по баскетбольным правилам двумя мячами. Каждый играющий может вести борьбу за любой мяч, стараясь забить его в ворота соперника. После заброшенного мяча, мяч вводится из-под кольца. Побеждает команда, забившая наибольшее количество мячей. Судейство ведут два человека, причем каждый оценивает игровые моменты вокруг своего мяча (поэтому мячи должны отличаться окраской).

«Игра на одно кольцо 2х2 через нейтрального». Площадка - трехсекундная зона. Играют 2 команды. Состав - 2 человека. Задача игроков - забросить мяч в кольцо. Забросить мяч можно только после передачи партнера или нейтрального игрока. После подбора мяч необходимо вернуть нейтральному. . Добивать мяч после отскока нельзя. Нейтральный игрок располагается за пределами трехсекундной зоны. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков в установленное время.

Быстрый прорыв. - Игроки команды овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции.

Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всюплощадку. Возникшая ситуация называется отрывом (1х0).

Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих – против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Упражнения для обучения нападению быстрым прорывом.

1. Передачи в парах от лицевой линии о броском на противоположном щите на максимальной скорости без ведения мяча.
2. То же. но в тройках.
3. Два нападающих против одного защитника продвигаются к противоположному щиту с помощью передач до средней линии площадки, от средней линии один из нападающих начинает ведение мяча, чтобы защитник вышел на него, а его партнер без мяча сделав рывок под кольцо получил передачу и без сопротивления атаковал кольцо с близкого расстояния.
4. Трое нападающих против 2-х защитников. Ведение от средней линии начинает только игрок находящийся в середине и передачу может передать на правый или левый фланги, в зависимости от того какой игрок останется без защитника.
5. Занимающиеся разбиваются на тройки и выстраиваются лицом к щиту на расстоянии 1,5-2 м. У игроков в середине по мячу. Игрок ударяет мяч о щит, ловит его и передает одному из партнеров, который выполняет рывок к противоположному щиту в момент ловли мяча. Поймав мяч игрок с ведением устремляется к противоположному щиту, передав мяч третьему игроку, который и завершает атаку броском по кольцу из-под щита. То же выполняет следующая тройка и т.д.

6. «Быстрый прорыв». Игра ведется 2х2 или 3х3 на один щит. По сигналу ведущего команда, владеющая мячом, совершает быстрый прорыв к противоположному щиту, после чего игра продолжается уже у этого щита, вплоть до нового сигнала.

В а р и а н т:

I. Игра у щита проходит без ведения, только за счет передач.
2. Сигналом к началу проведения быстрого прорыва может служить любое овладение мячом (подбор у щита, перехват, выбивание, вырывание).).

Советы нападающему..

1. Бережно относиться к мячу в нападении. Каждая атака команды должна закончиться броском.
2. Быстро продвигать мяч в зону нападения, используя ведение или передачу мяча.
3. Действовать спокойно, уверенно и быстро.
4. Избегать фолов в нападении.
5. Постоянно двигайся, держа своего защитника в напряжении.


Вы не залогинились на !

Введение

Основа успеха в баскетболе – в командных видах, коллективных действиях, направленных на то, чтобы рациональными путями и как можно быстрее создать одному из игроков удобное положение для атаки корзины. Нападающая команда, состоящая из очень сильных в отдельности игроков, но не умеющих грамотно взаимодействовать с остальными партнерами, редко может достичь победы над квалифицированным противником. В ходе тактических действий команда старается обеспечить

1. «чистый» выход под щит противника с мячом

2. Беспрепятственный (или с минимальным сопротивлением) бросок со средней дистанции

3. Кратковременный момент численного преимущества нападающих на определенном участке площадки

4. Благоприятные условия для единоборства нападающего с защитником, куда входят:

Исключение подстраховки защитниками друг друга;

Временное увеличение дистанции между нападающим и защитником позволяющего провести подготовленные действия в атаке

Вынужденное быстрое сближение защитника с нападающим

Действие нападающего на скорости против не подвижного защитника

Превосходство нападающего над защитником в психологических качествах

5. Страховку тыла против возможной контратаки По тактической направленности нападение в баскетболе разделяется на два вида: стремительное и позиционное. Каждый вид нападения содержит свои системы командных действий. Так в стремительном нападении сложились системы «быстрый прорыв» и «эшелонированный прорыв», а в позиционном нападении – «через центрового» и «без центрового»

Стремительное нападение

Сущность стремительного нападения состоит в быстром переходе команды от защитных действий к нападающим, при овладении мячом с целью завершить атаку против неорганизованной или еще слабо организованной защиты соперников. Максимальное убыстрение подготовки и завершения атакующих действий - основополагающая тенденция развития современного баскетбола. Она обусловлена как эволюцией самой игры, так и произошедшими изменениями правил (сокращением времени на вывод мяча из тыловой зоны в передовую до 8 с и времени на подготовку атаки до 24 с). В связи с этим значимость стремительного нападения неизмеримо возрастает. Успешная реализация данного вида построения игры в нападении возможна при использовании двух систем командных действий: быстрого прорыва и раннего нападения. Быстрый прорыв рассчитан на создание численного превосходства над соперником в ходе развития скоростной контратаки и последующее ее завершение с близкой дистанции. Наиболее типичными ситуациями для эффективной организации быстрого прорыва служат: перехват или выбивание мяча у соперника, овладение мячом при отскоке либо при введении его в игру начальным спорным броском. Возможно создание условий для успешной контратаки и после введения мяча в игру из-за пределов площадки (например, после пропущенного в свою корзину мяча), но такие случаи требуют значительного преимущества над соперниками в физической и технико-тактической подготовленности. Атака быстрым прорывом состоит из трех фаз:

Развития

Завершения

Успешность первой фазы связана с опережающим рывком двух или трех игроков, быстрой первой передачей в отрыв убегающему или открывающемуся вблизи партнеру с последующим скоростным дриблингом или очередной передачей впереди бегущему нападающему, выполненными на высокой скорости.

Для второй фазы характерны согласованные перемещения нападающих в зону противника с использованием ведения или передачи мяча. Главная задача здесь состоит в создании численного преимущества атакующих над защищающимися: 2x1, 3x1, 3x2 и т.п. Наиболее рациональной для этой фазы быстрого прорыва считается ситуация, когда при развитии атаки мячом владеет игрок в средней позиции, а по обоим флангам его поддерживают партнеры, находящиеся несколько впереди мяча.

И наконец, завершающая - третья фаза прорыва предназначена для выведения на беспрепятственный бросок мяча из удобной, как правило, близкой дистанции одного из атакующих. Этого добиваются выходом игрока под щит на открытую позицию и своевременной голевой передачей в его адрес.

Организация быстрой контратаки зависит от многих факторов. Каждая команда стремится реализовать преимущества скоростной игры с учетом потенциальных возможностей своих игроков и слабых мест в подготовленности соперников. Но практически возможны три базовых варианта проведения быстрого прорыва:быстрый прорыв длинной передачей в отрыв убегающему игроку.(рис.89)

Наиболее перспективным в современном баскетболе считается быстрый прорыв через центр, когда среднюю позицию занимает самый техничный игрок. Он доставляет мяч в зону соперника и там выбирает нужный вариант завершения атаки.(рис.90)

По боковой линии, т.е. через фланг.(рис.91)

Если в атаке быстрым прорывом принимают участие все игроки команды, т.е. переднюю линию нападающих поддерживает следующая за ними волна игроков, то говорят об эшелонированном быстром прорыве. Его цель - успешно завершить атаку против неорганизованной защиты даже в условиях численного равенства атакующих и обороняющихся. Прорыв к корзине соперников в данном случае осуществляется за счет согласованных действий всех игроков, наступающих широким фронтом и друг за другом. Эшелонированный быстрый прорыв может завершаться не только из-под корзины, но также средним и даже дальним броском, так как атакующие игроки готовы к активным действиям в борьбе за отскок в случае промаха и к последующему добиванию мяча.(рис. 92)

Позиционное нападение.

Позиционное нападение против личной защиты.

В практике баскетбола самой распространенной системой обороны является личная защита. Следовательно, для успешной игры в нападении команда должна в совершенстве освоить способы преодоления личной защиты. Как бы хорошо команда ни владела системой нападения быстрым прорывом, она не может ограничить свой арсенал атакующих средств этим видом наступательного оружия. Чаще всего в матчах баскетболистам приходится встречаться с уже организованной обороной соперников. Тут быстрый прорыв не поможет. И если не владеть умением позиционно осаждать оборонительные построения противника, то игра в нападении окажется неудачной. Смысл взаимодействий игроков при позиционном нападении сводится к тому, чтобы раскрыть лучшие качества баскетболистов, создать им такую обстановку на площадке, в которой в полной мере проявились бы сильнейшие стороны игры атакующих игроков.

История баскетбола знает немало примеров того, как команды- добивались больших успехов с помощью позиционных маневров, разумной комбинационной игры. Первыми в нашей стране продемонстрировали грамотную позиционную игру в нападении прибалтийские команды в конце 40-х - начале 50-х годов. Эстонские баскетболисты во главе с И. Лысовым умело вели осаду защитных построений соперников и добивались успехов в матчах с сильнейшими советскими клубами. Литовские спортсмены еще дальше развили умение использовать сильнейшие стороны своих игроков. У них гармонично сочетались позиционная комбинационная игра с личной инициативой атакующих. Командная организация действий не нарушалась, а, наоборот, как бы дополнялась индивидуальными усилиями игроков по преодолению личной защиты соперников. Успешное ведение позиционной осады - нелегкая задача. Для этого нужны крепкие нервы, выдержка, терпение игроков. И в то же время необходимо разумное проявление игровой инициативы. Все эти качества, взятые вместе, принято называть игровой дисциплиной. Именно игровая дисциплина позволяет баскетболистам успешно проводить в соревнованиях те взаимодействия, комбинации, которые были разучены и отшлифованы на тренировках.

Без строгой игровой дисциплины позиционное комбинационное нападение обречено на провал. После введения строгого лимита пребывания центрового под щитом противника уменьшился удельный вес атак через центрового. Роль центрового в нападении изменилась. Его главной заботой сделалась борьба под кольцом за мяч, отскочивший от чужого щита. Кроме того, центровой стал чаще помогать атакам партнеров: дальше уходить от щита, освобождая место для проходов под корзину своим товарищам, ставить для них заслоны, словом, больше участвовать в комбинационной игре. Очень большое значение для успешного проведения комбинаций имеет умение баскетболистов правильно ставить заслоны. Мало того, что игрок должен отрезать сопернику путь в наиболее уязвимое место обороны. Но и после постановки заслона атакующий обязан продолжать активные действия, например развернуться и моментально занять выгодную позицию для получения мяча или борьбы за мяч под щитом в случае отскока мяча от кольца. Мы говорим об этих, как будто бы само собой разумеющихся, вещах потому, что многие баскетболисты даже команд класса «А», а иногда и игроки сборной страны не владеют приемами правильной постановки заслонов. Техника применения заслона должна входить в школу баскетбола. Этим приемам взаимодействий нужно учить игроков с детских лет. Ведь именно заслоны ставят тактику баскетбола в особое положение по сравнению с другими видами спортивных игр. На заслонах и перемещениях строятся все баскетбольные комбинации, основывается тактика комбинационного позиционного нападения, особенно против личной системы обороны. Безусловно, при позиционном нападении важно суметь использовать сильные стороны игры своих баскетболистов. Однако не менее важно сыграть и на слабостях соперников, их физических, технических, психологических и других недостатках.

Разрабатывая план тактических действий игроков при позиционном нападении, следует учитывать не только слабые, но и сильные стороны соперников. Можно сыграть и на лучших качествах соперника, на определенной направленности его игры в обороне. Можно побудить соперника нарушить правильность защитной позиции, совершить ошибку, если как бы предложить ему воспользоваться его излюбленным приемом обороны. Например, игрок команды противника любит строить свою игру в обороне на перехватах мяча. Эту его силу иногда можно обратить в слабость, заранее спланировав контрмеры. Нападающий, владеющий мячом, может имитировать передачу мяча партнеру, занимающему не очень выгодную, ненадежную позицию. Обороняющийся, почувствовав возможность перехватить мяч, бросится наперерез мнимой передаче мяча. Но вместо паса на игрока нападающий пошлет мяч на освобождающееся место. А партнер, опекаемый этим защитником, сразу же сделает рывок к щиту.

В процессе игры стремительное нападение удается завершить далеко не всегда. Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставить хорошо систематизированное позиционное нападение, в котором участвуют все пять игроков. По правилам на атаку отводится только 24 секунды игрового времени. Этого достаточно чтоб разыграть заранее разученную комбинацию любой сложности и, если она сорвется, создать условие для броска со средней или дальней дистанции в позиционном нападении сформировались две системы: «Через центрового» и «без центрового». Мы рассмотрим на примере с центровым.

Нападение с одним центровым

При позиционном нападении с одним центровым атакующая команда стремится к тому, чтобы с помощью взаимодействий игроков, заслонов вывести одного из баскетболистов на такую позицию, с которой можно было бы сравнительно свободно атаковать корзину противника. Во всех комбинациях атакующий игрок выводится туда, откуда он метко бросает мяч по кольцу. Если, например, у нападающего хорош бросок со средней дистанции, то его освобождают из-под опеки соперника в радиусе 5-6 м от щита. Если игрок точно поражает цель из области штрафного броска, то взаимодействия партнеров направлены к тому, чтобы именно здесь этот игрок оказался свободным и получил мяч.

Комбинация "карусель"

В начальном расположении атакующих (см. рис.) центровой игрок 7 занимает место в области штрафного броска. Мяч у игрока заднего звена 4. Он посылает пас правому крайнему игроку 8, а сам перемещается влево, как будто собираясь поставить заслон для партнера 5. Немного зайдя за мысленную линию, проведенную вдоль площадки на центрового 7, игрок 4 резко меняет направление движения и устремляется мимо неподвижного центрового 7 в запретную зону области штрафного броска. Атакующему 4 нужно пробегать как можно ближе к партнеру, даже касаясь его, тогда опекуну будет труднее преследовать нападающего игрока Выйдя па большой скорости к щиту противника, игрок 4 ожидает передачу мяча от партнера 8. Если паса не последовало, то игрок 4 быстро возвращается назад для подстраховки тыла. На месте нападающего 8 должен находиться игрок, хорошо владеющий точными и скрытыми передачами мяча.

Следом за партнером 4, пока обороняющиеся не опомнились от нападения правого защитника атакующей команды, левый игрок заднего звена 5 тоже устремляется вперед. Он также пробегает вплотную к своему центровому, касаясь его, и также наводит на центрового своего опекуна. Если игрок 5, ворвавшись в трехсекундную зону, не получит от партнера 8 передачи мяча, то сразу же возвращается назад, чтобы освободить место под щитом и охранять тыл.

Третьим выходит под щит, опять-таки пробегая мимо центрового 7, нападающий 6. Он стремится прорваться под кольцо, но не во всякой ситуации. Если под щитом сгрудились обороняющиеся, то игрок 6 принимает передачу мяча от партнера 8 в области штрафного броска и, используя центрового 7 в качестве заслона, бросает через него мяч в прыжке. Нападающий 8 должен мгновенно оценивать игровую обстановку, чтобы вовремя послать мяч в нужное место тому из атакующих, который окажется в выгодной ситуации. Во всех трех попытках атаки при броске по корзине игроки 7 и 8 всегда идут на подбор мяча. В борьбу за мяч, отскочивший от щита противника, обычно вступает и тот игрок, который атаковал кольцо. При проведении комбинации «карусель» у игрока 8 с мячом есть возможность для проявления личной инициативы. Если опекун нападающего 8 будет слишком близко подходить к атакующему, то игрок 8 сможет, ведя мяч, сам прорваться под кольцо. А если станет далеко оттягиваться назад, чтобы подстраховывать партнеров по обороне, то нападающий 8 получит благоприятную возможность для броска по корзине в прыжке со своего места. Не следует препятствовать проявлению инициативы и игроков без мяча, когда она целенаправленна, подсказана игровой ситуацией, сложившейся в ходе проведения комбинации.

У комбинации «карусель» есть несколько вариантов. Например, центровой может располагаться не в области штрафного броска, а сбоку трехсекундной зоны, в 1 - 1,5 м от «усиков». Рассмотрим два варианта этой эффектной и эффективной комбинации.(см.рис.).

Игрок 4 передает мяч нападающему 8, а сам начинает ложное движение к опекуну партнера 5, как бы собираясь поставить перед соперником заслон. Создается впечатление, что атакующие собираются провести так называемую «тройку». Но внезапно игрок 4 меняет направление бега и врывается в трехсекундную зону. Если нападающий 8 не сможет послать партнеру 4 мяч, то игрок 4 возвращается назад для подстраховки партнеров на случай контратаки противника.

Сразу же за игроком 4 в трехсекундную зону врывается и атакующий игрок 5, а нападающий 6 оттягивается назад на его место, чтобы охранять тыл. Игрок 5 может получить мяч в непосредственной близости от щита и атаковать корзину. А если паса не последовало, то игрок 5 изменяет направление перемещения и ставит заслон для своего центрового 7. Атакующий 7, используя помощь партнера, выходит к щиту по лицевой линии. Он может войти в трехсекундную зону соперников и через ее середину.

Нападающий 8 внимательно следит за быстро меняющейся игровой ситуацией. Его задача - послать мяч партнеру, которому удастся освободиться из-под опеки соперника в непосредственной близости к корзине противника. У игрока 8 три направления возможных передач своим партнерам, и все они показаны на рисунке. После броска по корзине в борьбу за мяч под щитом вступают игроки 7, 8 и 5.

Здесь начало комбинации такое же, как и в предыдущем варианте: (см. рис.), игрок 4, отдав мяч партнеру 8, прорывается к щиту и, если не получит мяча, уходит назад на страховку тыла. Следом за игроком 4 в трехсекундную зону врываются нападающий 6 и центровой 7, которые используют помощь партнера 5, ставящего в движении заслоны опекунам атакующих игроков 6 и 7. Как и во всех вариантах «карусели», здесь успех комбинации во многом зависит от мастерства нападающего 8, который должен вовремя сделать точную передачу одному из партнеров под щит противника. За мяч, не попавший при броске в корзину, борются нападающие 6, 7 и 8, а игрок 5 оттягивается назад для охраны тыла.

"Комбинация крест"

При расположении центрового игрока атакующей команды в области штрафного броска можно проводить комбинацию «крест» (см. рис.).

В ней могут активно действовать как два защитника, так и защитник с нападающим, оттянутым назад (на нашем рисунке это игрок 8). Рассмотрим схему этой комбинации. Защитник 4 передает мяч партнеру по звену - игроку 5, а тот направляет пас в левый угол площадки нападающему 6. Защитник 4 движется к центру, одновременно с ним начинает перемещаться к центру и крайний игрок 8. Их движения должны быть точно согласованны, можно, например, стартовать по сигналу. В момент сближения с центровым игроком 7 защитник 4 ставит в движении заслон опекуну партнера 8, освобождая того из-под надзора обороняющегося. Игрок 8 обегает центрового игрока, используя и его как заслон, и врывается в трехсекундную зону.

Мгновение спустя под щит противника устремляется и игрок 4, обегая центрового 7 с другой стороны. Защитник 5 в это время охраняет тыл. Нападающий 6 выжидает удобный момент, чтобы передать мяч тому партнеру, который окажется на свободной позиции вблизи кольца противника. Игрок 8 или 4, получивший передачу мяча от партнера 6, атакует корзину и сразу же идет на подбор мяча под щитом. Вместе с ним в борьбу за мяч, отскочивший от кольца, включаются партнеры 6 и 7. А другой игрок, прорвавшийся к щиту (4 или 8) и не получивший паса, быстро возвращается к центру поля для противо­действия возможной быстрой контратаки противника. Комбинацию «крест» можно проводить и несколько по-иному: не включать в нее крайнего игрока 6, а передавать мяч центровому в область штрафного броска. Нападающий же 6 оттягивается дальше в поле, чтобы освободить больше места для действий партнеров и подстраховывать тыл.

Движение защитников к центровому с мячом (если в комбинации участвуют два защитника, а не защитник с нападающим) происходит так же, как и в предыдущем варианте. А центровой сбрасывает мяч тому партнеру, который сумеет навести опекуна на центрового и освободиться от охраны соперника. Если же ни один из защитников не останется свободным, то центровой 7 разворачивается лицом к щиту противника и либо пытается с дриблингом пройти под кольцо, либо бросает мяч по корзине из области штрафного броска.

"Два заслона для защитника"

Проводится при расположении центрового 7 на «усиках» трехсекундной зоны и при оттянутом назад крайнем игроке 8 на противоположном от центрового краю. Защитник 4 передает мяч направо нападающему 8, и в этот момент крайний игрок 6 пробегает мимо центрового, направляясь в правый угол площадки. Нападающий 8 отдает мяч партнеру 6. После этого атакующие 8 и 4 начинают движение влево, а им наперерез перемещается защитник 5, для которого и проводится вся комбинация. Двигаясь наискось вправо, защитник 5 наводит своего опекуна на заслон, поставленный атакующим 4. Не успеет опекун игрока 5 выбраться из-под одного заслона, как попадает под другой, поставленный нападающим 8.

Используя помощь товарищей, защитник 5 вбегает в область штрафного броска и получает мяч от партнера 6. Если пройти к щиту невозможно, то атакующий защитник 4 бросает мяч в прыжке примерно у линии штрафного броска.

Игроки переднего звена 8, 7 и 6 вступают в борьбу за мяч в случае его отскока от щита, а игрок 4 оттягивается назад для подстраховки тыла. Два заслона для крайнего игрока

Комбинаций с двумя заслонами для выведения на бросок крайнего нападающего может быть несколько, (см. рис.).

Мяч у Т. Левый крайний нападающий К с помощью заслона, поставленного П, ускользал из-под опеки соперника и врывался в трехсекундную зону противника. Если представлялась благоприятная возможность, то Т передавал мяч. К, а если сделать это было нельзя, то К продолжал движение вправо, подбегал к опекуну В и ставил ему заслон. В устремлялся навстречу товарищу, освобождаясь из-под надзора соперника Т, отдав мяч А, тоже смещался к углу трехсекундной зоны и ставил перед опекуном В второй заслон.

В с помощью двух партнеров оказывался свободным на своей излюбленной позиции - в области штрафного броска. А передавал В мяч, снайпер В обстреливал корзину соперников. В в этой комбинации бросал мяч по кольцу не только из штрафного круга, но и с любого другого места поля в радиусе 6 м от корзины.

А подстраховывал тыл, а К, П и выполнивший бросок В боролись за мяч под щитом в случае промаха.

Приведу еще одну комбинацию для крайнего игрока (см. рис.),

П подходил к опекуну К и ставил заслон. К начинал движение к области штрафного броска. По пути опекуну К ставил заслон еще и А. Т посылал пас к линии штрафного броска, и К оттуда атаковал корзину. После его броска к щиту соперников устремлялись П, В и сам К, а А оттягивался назад, где вместе с Т готовился остановить контратаку противника.

"Парный заслон"

Парный заслон делают почти одновременно две пары атакующих игроков. Его можно применять для освобождения как крайних нападающих, так и защитников атакующей команды. Приведем схему комбинации для защитников (см. рис.).

Центровой 7 располагается у линии штрафного броска. Один из защитников 4 направляет центровому пас, что служит сигналом для начала взаимодействий пар игроков. Крайние нападающие 6 и 8 подбегают к опекунам своих защитников и ставят перед ними заслон. Защитники атакующей команды, используя помощь товарищей, прорываются в трехсекундную зону противника. Центровой отдает одному из них мяч, а если это сделать невозможно, то сам разворачивается лицом к корзине и атакует цель броском в прыжке или с дриблингом устремляется под кольцо. Аналогично этой комбинации можно провести и такое взаимодействие пар игроков, при котором из-под опеки соперников освободятся крайние нападающие. Подобное же взаимодействие можно использовать и для того, чтобы защитники вышли на свободную позицию в угол площадки и оттуда бросали мяч по корзине противника.

Нападение против зонной защиты

В случае применения противником зонной защиты прежде всего следует уяснить, почему он это делает, в чем его слабости и как их использовать. Главные принципы действий против зонных систем защиты:

1) стараться стремительным нападением разбить зону до ее построения;

2) игрокам можно вести мяч только в проходе под кольцо для его атаки;

3) до получения мяча игрок должен занять удобную для атаки позицию обязательно лицом к корзине (это правило не распространяется на центровых);

4) если вы ставите задачу «разбить» зону изнутри, то ее предварительно следует растянуть передачами мяча по периметру с обязательными угрозами бросков по кольцу издали, а затем передавать мяч в центр;

5) если вы ставите задачу разбивать зону бросками издали и со средних дистанций, то следует «сжимать» зону передачами на линию штрафного броска и в центр с последующими откидками мяча снайперам;

6) комбинации, разученные игроками против личной защиты, в основном годятся и против зонных защит;

7) игроки должны уметь определить, когда соперник поставил зонную защиту и какую именно зону он применяет, для этого необходимо одному из игроков пробежать через центр трехсекундной зоны в угол площадки и определить, следует ли за ним соперник; если нет, то значит стоит зонная защита;

8) целесообразно создать численное преимущество над защитниками на одной из сторон площадки;

9) броски по кольцу должны следовать только из удобных, подготовленных позиций, ясных для всех членов команды;

10) в связи с тем, что зонная защита создает хорошие предпосылки для организационной контратаки, владеющая мячом команда должна позаботиться о страховке тыла;

11) при проведении комбинации против зонной защиты, требующей концентрации игроков на одной из сторон поля, следует помнить о том, что в этом случае подбор мяча будет легче осуществить с проти­воположной стороны, т.к. зона всегда смещается в сторону мяча.

Выставляя на площадку состав с одним центровым, можно успешно проводить комбинации против таких зонных построений, как 1-2-2, 2-1-2, 1-3-1, 1-1-3. Имея в составе двух центровых, удобнее разбивать зонные защиты 2-2-1, 2-3, 3-2.

Необязательно иметь комбинации против всех перечисленных зонных построений, однако нужно иметь хотя бы по одной против однотипных вариантов зоны. Целесообразно противопоставлять зонным защитам иное построение атаки. Так против зонной защиты 3-2 применять расстановку 2-3, против 1-3-1 применять 2-1-2 и т.д.

Нападение против «зоны» 2-1-2

В зонной обороне 2-1-2 уязвимыми местами являются участки площадки сбоку трехсекундной зоны и перед областью штрафного броска (рис.).

Сюда и нужно направлять главный удар при позиционном нападении.

Расскажу об одной комбинации с заслоном, направленной на преодоление зоны 2-1-2 (рис.).

Расстановка нападающих 1 - 3 -1.Игроки 4, 5 и 8 передают мяч друг другу. Им могут противодействоватьтолько двое обороняющихся,играющих в передней линии.

Поэтому трем нападающим не так уж трудно создавать благоприятную обстановку для взятия корзины броском со своего места. Во время этих передач мяча центровой 7 перемещается по лицевой линии на противоположный фланг. В соответствии с принципами зонной защиты обороняющийся 7 будет сопровождать атакующего 7 до другого защищающегося 8, а затем вернется обратно в свою зону. Игрок 4 подбегает к защитнику 8 и ставит заслон так, чтобы соперник не мог устеречь центрового 7, выходящего к углу площадки. Здесь центровой 7 получает мяч от партнера 8. Теперь центровой 7 атакующей команды может либо сам бросить мяч в прыжке по корзине противника, либо послать его партнеру 4, который, развернувшись после заслона, устремляется под кольцо. Для получения передачи мяча от центрового 7 или для борьбы за отскок мяча вперед устремляется и атакующий 5, выходящий на позицию для броска по цели с уязвимого места зонной обороны соперников с расстановкой защитников 2-1-2.

Другие зонные построения- 1-2-2, 2-2-1 и 1-3-1, - крайне редко встречаются в нашем баскетболе. Поэтому я не привожу примеров тактических комбинаций, направленных на преодоление этих вариантов зонной защиты. Нужно только сказать, что при разбитии перечисленных построений зонной защиты, как и всех других, следует главный удар направлять против уязвимых мест обороны. Слабости в оборонительных порядках соперников, применяющих зонную защиту 1-2-2, показаны на рис.

Уязвимые места в зонной обороне 2-2-1 обозначены штриховкой на рисунке.

В зоне 1-3-1 - на сл. рис.

Многие тактические комбинации против различных вариантов зонной защиты характерны для построения атакующих по схеме 1-3-1. Это очень эффективная расстановка для нападающих. Но, безусловно, зонную оборону можно успешно преодолевать и с помощью других расстановок атакующих в исходном положении. Расположение нападающих перед началом комбинации во многом зависит от ресурсов команды, от индивидуальных способностей и особенностей игры баскетболистов.

Таким образом, командное нападение включает в себя огромное количество вариантов и всегда должно выбираться исходя из имеющихся в команде игроков и использовать слабые стороны защитного варианта соперников.

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта « ». Сегодня мы поговорим про одну из неотъемлемых частей судейского процесса в баскетбольном матче — жестах судей. Жесты баскетбольных судей служат для того, чтобы объяснить, как зрителям, так и судьям-секретарям, какой пункт правил баскетбола был нарушен, кем он был нарушен и какие санкции понесет нарушивший правила игрок.

При написании этой статьи были использованы 2010 года, которые на данный момент являются основой для проведения всех профессиональных баскетбольных турниров на территории, находящейся под контролем Международной федерации баскетбольных ассоциаций. Цитируя эти правила: «Жесты, приведенные в данных Правилах, являются единственными официальными жестами. Они должны использоваться всеми судьями во всех играх. Важно, чтобы судьи-секретари также были знакомы с этими жестами».

Рассказ о жестах баскетбольных судей мы начнем с жестов, которыми обозначаются броски по кольцу , удачные попытки бросков, а также обозначение количества набранных очков.

Правила баскетбола: жесты судей — бросок по кольцу

Следующая серия судейских жестов затрагивает все, что так или иначе связано с игровым временем.
Правила баскетбола: жесты судей в баскетболе об игровом времени

Административные жесты баскетбольных судей связаны с проведением замены одного игрока на другого, приглашением игрока на площадку, объявлением тайм-аута, а также визуальной демонстрацией отсчета времени (пяти секунд и восьми секунд). Кроме того, есть жест, который применяется для связи между судьями и судьям-секретарями.
Правила баскетбола: административные жесты судей

Следующая группа жестов, которая включает в себя одиннадцать видов жестов, призвана демонстрировать зрителям и судьям-секретарям — какие именно правила баскетбола были нарушены в данном конкретном эпизоде. Жест судьи расскажет нам, была ли у игрока пробежка или он использовал неправильно ведение (двойное ведение, пронос мяча), был ли игрок слишком долго в трехсекундной зоне или не успел ввести мяч в игру, была ли умышленная игра ногой или игрок нарушил правило зоны.

Второй шаг заключается в том, чтобы продемонстрировать, какой именно тип фола имел место: неправильное использование рук, столкновение с игроком, владеющим мячом, или с игроком без мяча. Также, в определенных ситуациях судья может назначить обоюдный фол, технический фол, неспортивный фол или даже дисквалифицирующий фол.

Наконец, третий шаг судьи — уведомить о количестве предоставленных штрафных бросков (один, два или три броска). Если нарушение правил не предусматривает выполнения штрафных бросков, то судья должен указать направление для продолжение игры.

Итак, судья уже показал вид и тип нарушения правил и определил меру наказания для него. Последняя группа жестов баскетбольных судей относится непосредственно к выполнению штрафных бросков (свободных бросков). Причем, вид жеста отличается в зависимости от того, находится ли судья внутри ограниченной зоны, либо за её пределами.

Вот и подошла к концу статья, посвященная таким важным элементам баскетбола, как жесты судей. Благодаря ней мы сможем без помощи комментатора (особенно в англоязычных трансляциях) разобраться с тем, кому и за какое нарушение правил игры в баскетбол назначили персональное замечание; мы увидим, как судья, находящийся на площадке жестами обращается к своим коллега, находящимся за судейским столиком. Теперь — язык жестов арбитров может стать для нас открытой книгой.

Кстати, в тему жестов баскетбольных судей — одно очень смешное видео.

9dSMG1FTSjg

Удачных Вам тренировок и до скорых встреч на страницах этого сайта!

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В БАСКЕТБОЛЕ. Чтобы принести наибольшую пользу в нападении, каждый баскетболист должен владеть индивидуальными тактическими способами борьбы с противником. Все тактические действия игроков в нападении подразделяются на действия без мяча и с мячом. Действия игрока без мяча. К действиям игрока без мяча относятся отрыв от опекающего его защитника и выход на свободное место для того, чтобы получить мяч от партнера и продолжить атакующие действия, или чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита и создать ему выгодные условия единоборства с противником, или чтобы успешно бороться за отскок. Специальные наблюдения показали, что баскетболист, участвующий в игре все 40 мин без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча, стараясь занять наилучшую позицию на площадке для дальнейших маневров в границах общекомандного тактического плана. По направлению и характеру передвижений различают два способа выхода на свободное место для получения мяча: выход навстречу партнеру с мячом; выход в сторону от партнера с мячом. Оба способа выхода игрока на свободное место имеют несколько вариантов: 1) «круговой» выход; 2) 5-образный выход; 3) выход с петлей в углу поля с использованием остановки двумя шагами и поворота вперед; 4) выход с петлей в полукруге области штрафного броска; 5) У-образный выход за спину защитника для получения мяча на уровне кольца и немедленной атаки корзины. При выполнении любого способа или варианта отрыв от защитника обеспечивается внезапным рывком, изменением направления и переменой темпа бега. Выбирая позицию на поле, игрок без мяча должен соблюдать следующие правила: 1) стараться держать опекающего его защитника в состоянии постоянного напряжения, чтобы затруднить ему осуществление подстраховки или перехвата мяча; 2) располагаться на поле так, чтобы затруднить защитнику осуществление одновременного зрительного контроля за подопечным и мячом; 3) выбирать позицию на площадке таким образом, чтобы обеспечить себе хороший обзор и облегчить партнеру проведение взаимодействия; 4) освобождать пространство на пути проходящего с мячом партнера и не находиться на линии возможной передачи мяча партнеру, выходящему к щиту для атаки корзины, избегая скопления игроков у мяча; 5) быть готовым в момент броска в корзину занять выгодную позицию для борьбы за отскок или для отхода назад и страховки тыла своей команды; 6) решительно выходить на мяч, не останавливаясь до тех пор, пока его не получил. Действия игрока с мячом. При розыгрыше мяча игрок прежде всего должен стремиться развить контратаку, в кратчайший срок переведя мяч от своего щита на территорию противника при помощи сильных продольных передач с навесной траекторией или диагональных передач, а в ряде случаев при помощи ведения на максимальной скорости. В быстром нападении, когда равночисленный противник еще не успел организовать эшелонированную оборону, игрок должен четко видеть скоростные ситуации атаки и способствовать их завершению быстрыми, точными передачами на свободное место, куда выйдет партнер в результате взаимодействия и отрыва от защитника. В позиционной игре, когда соперник уже успел организовать командную защиту, не следует форсировать развитие атаки без предварительной планомерной подготовки, связанной обычно с игрой через центрового или на лидера нападения команды. В процессе выполнения командного плана игрок с мячом часто достигает положения, выгодного для прямой решительной атаки корзины броском или обводкой - проходом-броском. Это положение возникает при: а) временном отсутствии противодействия защиты; б) выгодных условиях единоборства (нападающий превосходит защитника в росте или быстроте; нападающий набрал скорость, а защитник находится в статическом положении; защитник вынужден быстро сблизиться с нападающим, давая последнему хорошую возможность для обводки и прохода и т. д.); в) получении мяча нападающим в точке площадки, привычной для броска; г) реальных шансах на успех в борьбе за отскок в случае промаха самого игрока или его партнеров. В условиях единоборства с защитником полезно руководствоваться следующими правилами: 1) начинать проход с ведением почти всегда нужно в сторону выдвинутой вперед ноги защитника, стремясь поставить свою ногу за выставленную вперед ногу защитника, ударяя мяч под его руку и смело проходя вплотную; 2) если защитник подстраховывает проход в «сильную» сторону, то нужно начать ведение именно в эту сторону, а затем с поворотом назад, укрывая мяч от выбивания сзади, быстро уйти в другую сторону; 3) если нападающего опекает на расстоянии защитник, умеющий хорошо выпрыгивать с ходу и противодействовать броску в прыжке, то можно сблизиться с ним при помощи ведения спиной вперед и бросать в прыжке с поворотом и отклонением назад; 4) если нападающий сумел обыграть опекающего его защитника в поле и пройти с ведением к щиту, то в решающий момент ему не следует спешить с броском; 5) чтобы избежать подстраховки высокорослым противником, нападающему необходимо менять темп и характер движений, маскируя свои намерения; 6) игрок, овладевший мячом под щитом в борьбе с высокорослым и прыгучим противником, должен умело применять разнообразные финты и богатый арсенал бросков прямо из-под корзины или пройдя его; 7) нападающему необходимо внимательно наблюдать за действиями опекающего защитника, чтобы по ходу матча как можно быстрее раскрыть его сильные и слабые стороны. 6.2.2. Групповые тактические действия в нападении В групповых действиях проявляются навыки творческого взаимодействия игроков. Наиболее универсальными и простыми для тактических схем являются определенные способы взаимодействий двух и трех игроков. К основным способам взаимодействий двух игроков относятся способ «передай мяч и выходи», а также заслон, наведение и пересечение. ■«Передай мяч и выходи». Данный способ взаимодействия заключается в том, что игрок передает мяч партнеру, при помощи финта на рывок сближается с защитником, выводит его из положения равновесия, а затем стремительно по прямой линии выходит к щиту и получает мяч для атаки корзины. В другом варианте игрок выполняет финт на бросок, чтобы вынудить защитника выйти вперед и сократить дистанцию опеки для противодействия предполагаемому броску. Если маневр удается, игрок отдаст мяч партнеру, сделает рывок мимо защитника к щиту и вновь получит мяч в выгодной ситуации для броска. Заслон. Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного. Заслон имеет несколько вариантов: наружный, внутренний и в движении. Если заслоняющий игрок располагается сбоку или сзади защитника, который опекает партнера, то это - наружный заслон. Его цель - освободить партнера с мячом или без мяча для прохода с ведением или выходом в нужном направлении. Если заслоняющий игрок располагается между партнером и опекающим его защитником лицом или спиной к последнему, то он создает внутренний заслон, цель которого - освободить партнера с мячом для броска в корзину. Заслон в движении заключается в том, что игрок входит в пространство между своим партнером и опекающим его защитником, затем оба нападающих продолжают совместное движение к щиту противника. Первый игрок образует как бы подвижный «экран», защищающий партнера, ведущего мяч, от противодействия соперников. Все это позволяет игроку с мячом выбрать удобный момент для беспрепятственного броска в корзину со средней дистанции. Наведение. Нападающий может использовать любого из своих партнеров, находящихся в данный момент в статическом положении, как заслон на пути опекающего защитника; пробегая на большой скорости вплотную мимо партнера, нападающий вынуждает «опекуна» натолкнуться либо на этого партнера, либо на за щитника. Тем самым способы взаимодействий двух и трех игроков. нападающий как бы наводит опекающего его защитника на своего партнера, который находится в этот момент на предусмотренной позиции. Наведение может осуществляться игроками с мячом и без мяча. Во всех вариантах наведения главное - быстрый пробег вплотную к партнеру, на которого наводят противника. При взаимодействии трех игроков используются комбинации под названием: «треугольник», «тройка», «малая восьмерка», скрестный выход». «Треугольник». Выгодные игровые положения в нападении могут быть созданы с помощью относительно простого взаимодействия по треугольнику. При этом нападающий с мячом, образующий вершину треугольника, должен находиться дальше от щита противника, чем два других партнера, которые выходами вперед угрожают корзине. Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, отдает его обратно партнеру в центр (на вершину треугольника), а отсюда мяч немедленно переправляется на другой фланг, где атака завершается. Взаимодействие «треугольник» требует быстрых передач мяча, его можно выполнять и со сменой мест. Это взаимодействие особенно эффективно при реализации численного преимущества нападающих над защитниками (3x2) в ходе быстрого прорыва. «Тройка». Построение треугольником сохраняется и в этом взаимодействии, основанном на сочетании передачи на один фланг и постановки заслона на другом фланге нападения. «Малая восьмерка». Три игрока, используя последовательные пересечения с ведением мяча, могут взаимодействовать в так называемой «малой восьмерке», где линии передвижения участников напоминают цифру «8». Имеется несколько вариантов завершения атаки из малой восьмерки. При этом игрок, ведущий мяч: а) вместо передачи партнеру выполняет проход к щиту противника; б) вместо движения на пересечение выполняет после финта неожиданный для противника рывок к щиту, по краю площадки и получает мяч для броска в корзину; в) сразу же после начала ведения передает мяч партнеру, делающему рывок по центру поля к щиту; г) без колебаний бросает мяч в корзину в прыжке со средней или дальней дистанции, если защитники отступают к щиту, чтобы закрыть проходы к нему. «Скрестный выход». Это взаимодействие трех игроков представляет собой пересечение, осуществляемое двумя игроками в непосредственной близости от третьего партнера (обычно центрового), стоящего спиной к щиту противника. Скрестный выход можно проводить не только прямо перед щитом противника, но и от боковой линии.


Самое обсуждаемое
Какие травы для похудения самые эффективные? Какие травы для похудения самые эффективные?
Проект по физике Проект по физике " плавание тел" Когда тело плавает на поверхности жидкости
Гимнастика происхождение Гимнастика происхождение


top